Now Reading
Поведенческая экономика: что управляет нами при покупках и как избежать лишних трат
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Поведенческая экономика: что управляет нами при покупках и как избежать лишних трат

Поведенческая экономика: что управляет нами при покупках и как избежать лишних трат

Правильное трактование эмоций помогает человеку не разориться.

Почему одни люди могут придерживаться списка покупок и жить без кредитов, а другие, оказываясь в магазине, теряют голову и готовы скупить даже то, о чем и не мечтали, от чего зависит принятие экономических решений.

Поведенческая экономика – относительно новое направление науки, своеобразное слияние экономики и психологии. Изучая отрасль, специалисты пришли к выводу, что выбор человека не всегда рационален. Даже в принятии финансовых решений, мы подвластны эмоциональным и социальным факторам.

Человек — не компьютер

«На первый взгляд кажется, что экономика – это мир цифр, анализа, четких и прагматичных решений. Но это только в классической экономической модели человек совершает выбор, основываясь на точных вычислениях и сухих аналитических данных. На самом деле психологические факторы играют большую роль, чем рациональные», – сказала психолог Ирина Авдеева.

Поведенческая экономика рассматривает истинные желания человека и пытается понять логику его рассуждений в принятии решений.

«У каждого человека свои причины принимать те или иные решения, и они кажутся нам вполне рациональными и расчетливыми. Но к любому расчету, если ты, конечно, не компьютер, подключаются психологические факторы», – считает специалист.

Одна голова — три мозга

Ученые заметили, что здравый смысл, выявление и минимизация рисков, анализ уходят на второй план в принятии решений. Человек чаще исходит не из объективной реальности, а из психологической картины мира, которая сложилась у него в голове.

«Почему в определенный момент становится совсем не важна стоимость желаемой вещи. Ценность получаемых эмоций, внутреннего ощущения удовольствия выходят на первый план. Здесь применима триединая модель мозга Пола Маклина: рептильный мозг, лимбический, или эмоциональный мозг, и неокортекс. Каждый из них осуществляет свои функции», – пояснила эксперт.

Выбор покупок зависит от того, какая функция мозга наиболее активна.

Рептильный мозг отвечает за основные функции выживания. Буквально: коснулся горячего и сразу убрал руку — это рефлекс. Лимбический — за эмоции, удовлетворение прихотей, получение сиюминутных удовольствий. Чаще всего в момент принятия решений срабатывает именно он. А неокортекс, отвечающий за рациональность, теряет свою активность.

Если человек сильно зависит от своих эмоций, то его покупки будут спонтанны и чаще всего нерациональны. Если же у него развиты когнитивные способности, то и расчет получаемой выгоды будет происходить быстрее.

Друзья — плохие советчики

Внешние факторы, такие как культура, среда, в которой живет человек, тоже играют роль в принятии решений.

«Объективные факторы – это внешняя реальность. Но суть в том, что любые объективные факты каждый человек рассматривает через свою призму, то есть они все равно обусловлены субъективными взглядами. Поэтому и решения у всех разные», – сказала Авдеева.

Принятие решения также может зависеть от того один ты или с кем-то. Как правило, люди очень зависят от мнения других.

«Есть такое понятие: коллективный выбор. Казалось бы, чем больше людей, тем больше ответственность, но на самом деле уровень риска снижается. И ответственность за свой выбор человек перекладывает на другого. Это, конечно, не всегда рационально. Я бы вообще посоветовала отстраниться от чужих мнений при совершении экономических решений, не важно, будь то покупка платья или крупная инвестиция», – советует эксперт.

Магазин как поле боя

Основы поведенческой экономики часто становятся предметом манипуляции сознанием человека.

Задумывались ли вы, почему в супермаркетах такие большие тележки? Конечно, чтобы вы подсознательно захотели заполнить их. Товары с завышенной ценой чаще всего располагаются на уровне наших глаз, в зоне касс всегда лежит множество мелких товаров, которые неосознанно кладешь в корзину. Яркие упаковки, кричащие фразы на вывесках, ценники с «девяткой» на конце, создающие иллюзию более низкой цены… Знание подобных маркетинговых уловок поможет быть более вдумчивым и осознанным при покупках.

«Любой магазин – это продуманная маркетологами система, которая базируется на поведенческой экономике. Расположение продуктов, периодические перестановки отделов с товарами, чтобы человек уже не шел по привычному ему маршруту, а начал исследование магазина. Расставление маячков: информация о скидках, подсветка определенных товаров. Очень много манипуляций, которые продумываются продавцами и заставляют нас совершать спонтанные действия», – заявила психолог.

Эксперт советует, чтобы избежать нерентабельных покупок, продумывать, какую ценность принесет вещь. Хотя иногда можно позволить себе необдуманные, но приносящие удовольствие траты.

«Ценна и ценность – разные вещи. Иногда купленная вещь может принести столько удовольствия и эмоций, что никаких денег не жалко. Но если вы все-таки не хотите оказаться в финансовой «яме», то лучше выделять заранее определенную сумму на такие походы в магазин», — советует специалист.

Еще одна методика, позволяющая понять, готовы ли вы к приобретению вещи — техника психологической страховки.

«Допустим, вы хотите купить в кредит последнюю модель айфона. Сначала смоделируйте в своей голове ситуацию, в которой уже обладаете им. А после представьте, что разбили смартфон. Готовы ли вы к этой потере? Если считаете, что в силах пережить такой стресс, значит, к покупке вы готовы», — заключила психолог.

 

 

 

 

 

 

 

Источник: liter.kz

0
Tags :
No More Posts
Юр чат Invakz 
The service is currently unavailable, please try again later.
Menu
Delete last 20 messages
Make moderator
Remove from moderators
Blocking
Delete messages
Shadow ban
No connectionUnable to establish a connection to the server. Please try again later.
Oops, something went wrong. Try again later.
Connecting...