Now Reading
Как развивается инклюзивное образование в Казахстане
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Как развивается инклюзивное образование в Казахстане

Как развивается инклюзивное образование в Казахстане

В Казахстане, как и во всем мире, особое внимание уделяется развитию инклюзивного образования. Это форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. О том, какие условия создаются для людей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями в нашей стране, корреспонденту рассказала директор РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» Айгерим Кудеринова.

— Айгерим Мерекеевна, расскажите, пожалуйста, какие условия создаются для развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями в Казахстане?>

— Согласно нашим нормативно-правовым актам, инклюзивное образование — это процесс создания условий для детей с особыми образовательными потребностями во всех организациях образования (в общих детсадах, школах, вузах, колледжах). Согласно государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы, к 2025 году 100% школ, детских садов и 70% колледжей и вузов должны создать условия для инклюзивного образования. Специальным условием для создания инклюзивного образования является безбарьерная среда: это не только наличие пандусов, но и наличие визуальной информации для слабослышащих, учебная литература, создание индивидуальных программ. Это все является условиями для того, чтобы обучающийся мог без трудностей осваивать программу.

Помимо этого, есть категории детей с ограниченными возможностями, которые тоже относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями. Для них у нас в школах с прошлого года введена ставка педагога-ассистента, который осуществляет сопровождение в учебном процессе. В целом, в школах на сегодня создается система психолого-педагогического сопровождения. То есть, не только педагог-ассистент, но и психолог, социальный педагог, специальный педагог, учителя. Они сопровождают ребенка в учебном процессе, консультируют родителей, меры принимают для того, чтобы этот ребенок мог успешно учиться.

Также в средних школах, детских садах, колледжах есть подушевое финансирование. Подушевое финансирование имеет повышенный коэффициент на ребенка с особыми образовательными потребностями. В рамках этого повышенного коэффициента в школах создаются условия: организуется безбарьерная среда, нанимаются специалисты.

Сегодня в Казахстане более 161 тысячи детей с ограниченными возможностями. Для этих детей создана сеть специальных организаций образования: специальные школы и дошкольные организации. У нас есть 99 специальных школ, где учатся около 15 тысяч детей. Есть 42 специальных дошкольных организации, а остальные дети учатся в общеобразовательных школах в условиях инклюзии. В общем, на сегодня 70% школ создали условия инклюзивного образования. Где-то идет хорошо, кто-то еще только учится, кто-то не начал, но в целом в соответствии с госпрограммой эта работа ведется.

— Какова норма расходов в образовательном процессе на одного обучающегося с особыми образовательными потребностями?>

— У нас подушевое финансирование осуществляется начиная от дошкольного до высшего образования. В дошкольных и школьных организациях норматив финансирования на детей с особыми образовательными потребностями имеет повышенный коэффициент. Если в дошкольной организации средний подушевой норматив на одного воспитанника общеобразовательной группы составляет 38 023 тенге в год, то на одного воспитанника специальной группы — 67 275 тенге, то есть в два раза больше. Если взять уровень школы, то на одного ученика норматив более 452 тысяч тенге, а на детей с особыми образовательными потребностями коэффициент расходов умножается на два… Допустим, вы директор школы. У вас есть 500 учащихся, и на каждого вы получаете около 452 тысяч тенге. Если к вам пришел ребенок с особыми образовательными потребностями, то вы на него получаете в два раза больше. За эту разницу вы создаете для него условия. То есть, этот ребенок выделенные деньги с собой «приносит» в школу.

— Как обстоят дела с профессиональными кадрами?>

— У нас нехватка кадров имеется, но вузы в этом направлении работают, собирают данные из регионов. В дальнейшем формируется госзаказ, и на этой основе идет подготовка необходимых специалистов. На сегодня вузы эту потребность покрывают, но небольшая потребность в сельских регионах все же есть. В центрах для детей с ограниченными возможностями открываются специальные организации: реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, психолого-медико-педагогической консультации. Это те организации, которые призваны помогать ребенку преодолевать трудности. Поэтому задача у регионов стоит сделать эту услугу доступной. Сейчас идет быстрый рост количества этих специальных организаций. Эту услугу предоставляют населению не только государственные специальные организации, но и частные.

— Чем занимается ваш центр?>

— Наш центр единственный в Казахстане и странах СНГ, который сочетает в себе науку и практику. У нас есть научная лаборатория, диагностико-консультационный отдел, отдел реабилитации и внедрении новых технологии, на базе нашего центра помимо того, что мы проводим различные исследования, разрабатываем различные методические рекомендации, программы для специальных организации образования (реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции, психолого-медико-педагогической консультации, специальные школы и дошкольные организации), проводим курсы повышения квалификации для педагогов, разрабатываем проекты нормативно-правовых документов. Мы здесь научные исследования совмещаем с практикой. Апробируем, а потом уже разрабатываем методические рекомендации. Еще у нас в центре ежегодно проходят реабилитацию 1000 детей.

В нашем диагностико-консультативном отделе работают специалисты: врач-невропатолог, врач-психиатр, психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог, сурдопедагог. Специалисты отдела осуществляют консультирование по таким проблемам развития: задержка психического и речевого развития; нарушения интеллекта, речи, внимания, памяти; нарушения зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, сопровождающиеся отклонениями в психоречевом развитии; трудности школьного обучения и школьная неуспеваемость; проблемы поведения, трудности общения, в том числе в рамках детского аутизма; эмоционально-личностные проблемы (страхи, тревожность, агрессивность).

— Сколько еще специальных центров необходимо открыть в Казахстане?>

— Для открытия специальных организаций, реабилитационных центров, кабинетов психолого-педагогической коррекции (КППК), психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) у нас есть специальный норматив сетей. Согласно этому нормативу, у нас в стране на сегодня функционирует 82 ПМПК, необходимо открыть еще 21 такой кабинет, также есть 207 КППК, надо еще открыть 15 кабинетов. Есть 14 реабилитационных центров, необходимо открыть еще шесть центров. У нас есть очереди к таким кабинетам, но, чтобы всех охватить, надо открыть столько организаций. Стоит отметить, что количество таких детей с каждым годом увеличивается, поэтому мы планируем внедрить государственно-частное партнерство (ГЧП). Мы будем разрабатывать в норматив размещение госзаказа в частных организациях. Это повысит эффективность.

— Спасибо!>

 

 

 

 

Источник: inform.kz

0
Tags :
No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×