В казахстанских учебных заведениях для детей с инвалидностью не хватает необходимого оборудования, а в детских домах регулярно выявляют финансовые и другие нарушения
Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин рассказала о проблемах в области защиты прав детей в стране.
Многих детей можно было спасти от инвалидности
Детский омбудсмен выступила на коллегии министерства образования и науки Казахстана, где рассказала, что многие обещанные в прошлом году задачи так и не были выполнены.
«Происходит нарушение прав наших детей в сфере и здравоохранения, и социальной защиты, и образования. К сожалению, до сих пор мы не получили ожидаемых результатов по снижению инвалидизации детства в рамках реализации Дорожной карты по улучшению качества жизни детей с ограниченными возможностями.
В частности, я могу сказать, что регионы так и не купили оборудование, которое бы позволило проводить своевременные скрининги и применять на стадии раннего вмешательства все меры для предотвращения инвалидизации. Не обучили должное количество врачей», — пожаловалась Аружан Саин.Кроме того, по ее словам, в Казахстане обещали внедрить механизм патронажных посещений детей на дому. Такая практика была внедрена ЮНИСЕФ и применяется во многих странах мира для помощи детям, находящимся в зоне риска получения инвалидности. Однако в нашей стране, по словам омбудсмена, этот механизм пока не действует.
«Все это бездействие и неорганизация правильной работы порождают первичную инвалидизацию детей, которые теряют шанс на полноценную жизнь», — заявила Саин.
Проблемы образования детей с инвалидностью
Она также указала на отсутствие должной работы по обеспечению специализированных учебных учреждений для слабовидящих, слабослышащих детей, с церебральным параличом, с другими видами нарушений, необходимым оборудованием. Эта ответственность лежит на местных исполнительных органах, в ведении которых находятся интернаты и школы.
«Они не оснащены даже должным количеством учебников и специального оборудования, не говоря уже про условия, в которых учатся дети. Отсюда идет проблема, что родители хотят своих детей отправлять в обычные школы, где на более высоком уровне поставлено образование. И дети теряют возможность получения образования так, как им оно необходимо», — сказала Аружан Саин.
В 2021 году Минобразования провело госконтроль в сфере защиты прав детей. Было охвачено 390 детских объектов в 17 регионах страны.
«В Атырауской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской областях, в городах Нур-Султан и Шымкент были выявлены грубейшие нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти нарушения характерны для многих регионов — это и сроки трудоустройства их в семьи, обеспечение их жильем, трудоустройством», — рассказала вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.Кроме этого, в отделах образования Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской и Туркестанской областей были выявлены факты несвоевременной выплаты пособий на содержание детей, а также факты выплаты не в полном объеме опекунам, попечителям, патронатным воспитателям.
Когда будут закрыты все детдома в Казахстане
Аружан Саин, в свою очередь, затронула вопрос закрытия детских домов в Казахстане. Эта работа ведется не первый год.
«Мы должны в этом году продвинуться в вопросах защиты прав детей — и в том числе тех, которые остаются без попечения родителей. Я надеюсь, что наша прошлогодняя работа приведет к тому, что будет принят закон и будет внедрен институт профессиональных семей, будет запущена подготовка, сопровождение, и мы все-таки перейдем к стадии, когда у нас в Казахстане, как и в истории нашего казахского народа, не будет ни одного детского дома», — сказала детский омбудсмен.
По плану, до 2030 года в стране не должно остаться ни одного детского дома. По данным Минобразования, сейчас их 30 по всей стране. В 2021 году в Казахстане закрыли еще два детских дома.
Источник: ru.sputnik.kz