В Уральске люди с инвалидностью, получившие арендное жильё, отстояв в очереди по 10-15 лет, не могут выйти из квартир. Часто им недоступны даже балконы и санузлы, дверные проёмы узкие, а пороги слишком высокие для колясок. Корреспондент пыталась найти ответ на вопрос: кто несёт ответственность за то, что в строящихся домах не учитываются удобства для жильцов с особыми потребностями.
— Для коляски трудновато это, для комнатной коляски, а это для меня удобно, понимаете? Вот так, и поехал. Если сделают пандусы, перила, хорошо было бы.
Такие каталки выдавали в 80-х годах, их сейчас нигде не найдёшь, рассказывает Санзыбай Канатов. Бывший строитель, он переделал её для себя, снабдил ремнём и получил возможность выезжать во двор.
Сансызбай Канатов, житель г. Уральска:
— До армии я работал строителем, в армии был механиком-водителем танка. В армии у меня так случилось, сейчас вспоминать не хочется. 42 года как я человек с инвалидностью , на коляске сижу.
В однокомнатную квартиру мужчина переехал с супругой. До этого жили в посёлке, но там были трудности с получением качественной медицинской помощи.
Сансызбай Канатов, житель г. Уральска:
— Обрадовались, когда дали квартиру?
— Да! 18 лет стоял в очереди! Потом выдали нам, сначала хорошо было, вроде дом, свой, а насчёт этого пандуса. Трудно заезжать, заходить в дом трудно.
Нурлан Ермуханов ждал свою квартиру 16 лет. Сюда он переехал из Центра оказания социальных услуг. Несколько месяцев, когда лифт был на ремонте, он просидел в квартире, не имея возможности даже выйти на балкон.
Нурлан Ермуханов, житель г. Уральска:
— Для нас в доме не предусмотрено никаких условий. Дверной проём на балкон – 50 сантиметров. Ванны высокие, в санузел просто не заехать. Если не работает лифт, я не могу выйти из дома, ни в поликлинику, ни во двор подышать. Соцработник — женщина, ей не под силу спустить меня на первый этаж.
На обслуживании у компании Нурлана Рахимжанова 10 многоэтажек, где квартиры получили очередники. По его словам, ни в одной из них не предусмотрено удобств для людей с инвалидностью.
Нурлан Рахимжанов, учредитель управляющей компании:
— Есть рабочие группы, есть проектировщики, надо сесть за круглый стол и всё это детально обсудить. Не такие громадные суммы нужно, можно где-то и сюда можно добавить.
Гульмира Батпакулова, руководитель ОО «Арба»:
— Вот он 15, 18, 25 лет простоял в очереди, и думает, наконец-то моё жильё, моё собственное, наконец-то, начнётся у меня жизнь. А на самом деле выходит так, что сталкивается с бытовыми трудностями здесь у нас и общество не приспособленное, и еще и дома, бытовые условия. Это очень угнетает человека с инвалидностью.
Между тем, как выяснилось, узкие дверные проёмы, высокие пороги, кафельное покрытие пандуса при отсутствии у него поручней и спуска сделаны согласно проекту. Удобство жилья для людей с инвалидностью было в числе требований к проектировщику.
Асланбек Ибасов, и. о. руководителя городского отдела строительства:
— Скажите, как заказчик вот этого дома, вообще, акимат закладывает требование такое к проектировщику?
— Да, обязательно. Нормативы по доступу, если необходим доступ маломобильных групп, соответственно, нормативы имеются. Мы закладываем задание на проектирование. В обязательном порядке.
Жандос Айтмагамбетов, представитель строительной компании:
— Я как производитель работ, делаю по проекту, конечно же.
— То есть, что проектировщик указал, то вы и сделали?
— Конечно! После этого сделали, согласно отделу строительства, отмостку, которой занимается организация по благоустройству.
Тем временем, своей очереди на жильё от государства ждут еще полторы тысячи горожан с инвалидностью. Всего в списке очередников в Уральске 22 тысячи человек.
Источник: 24.kz