В столице более 5000 детей с особыми потребностями нуждаются в реабилитации. Один из таких центров, который помогает детям с аутизмом, ДЦП, синдромом Дауна, – «Ерекше аналар».
Не секрет, что здоровье является одной из главных ценностей человека, особенно если это касается наших детей. Важно вовремя выявить и скорректировать любые нарушения, происходящие в организме.
ОФ «Ерекше аналар» был создан в 2020 году двумя мамами особенных детей – Салтанат КАЛЕЕВОЙ и Асем НУРКАСЫМОВОЙ.
Центр расположен по ул. Аманат, 12/1. За дверьми кипит своя жизнь. Здесь все пропитано особой любовью и терпением людей, вкладывающих свою душу в ежедневный труд.
«Ерекше аналар» работает по принципу детского сада: в 8.30 родители приводят детей, а в 18.00 забирают. Возраст варьируется от 1,5 до 18 лет. Стоит отметить, что реабилитация проходит бесплатно по направлению от столичного Управления занятости и социальной защиты.
– Дети проходят годовую реабилитацию. Из года в год можно продлевать ее. Например, если ребенок пришел в 5-6 лет, то он может до 18 быть на реабилитации. Есть и противопоказания: если у ребенка наблюдаются судороги более 5 раз в месяц. Сначала он проходит коррекцию, в случае положительной динамики продолжаем реабилитацию, а если нет, то выписываем, – пояснила одна из руководителей, Салтанат Калеева.
Средства на заработную плату сотрудников, питание детей и аренду помещения выделяет Управление занятости и социальной защиты. Как и во многих центрах, к сожалению, финансовых средств не хватает. Главным вопросом на сегодня у «Ерекше аналар» остается аренда помещения. Арендодатель сообщил им не совсем приятную новость – их здание выставлено на продажу. Куда идти дальше со 147 детьми, проходящими реабилитацию, – большой вопрос.
– На специальное оборудование, тренажеры нам не выделяются денежные средства, поэтому мы всегда в поиске спонсоров. У нас есть небольшой фонд, где совместно с мамочками собираем по 1000 тенге в месяц и периодически закупаем материалы для работы с детьми. А так, конечно, наш центр нуждается в вертикализаторах, тренажерах. Как вы знаете, любая вещь имеет свойство изнашиваться, – рассказывает Салтанат Ануарбековна.
Она отметила высокую текучку кадров. На данный момент работает порядка 43 сотрудников. Не каждый может работать с особенными детьми, а кого-то просто не устраивает заработная плата. По словам руководителя, самые тяжелые дети – в их центре. В основном здесь находятся те дети, которых не взяли в школу или детский сад либо перешедшие на домашнее обучение.
– Сотрудников берем с соответствующим образованием, регистрируем их в электронной бирже труда enbek.kz, также через них подаем заявки на вакансии. Из-за низкой заработной платы мало кто приходит с опытом, поэтому мы сами обучаем сотрудников: проводим тренинги, привлекаем различных спикеров. Конечно, нуждаемся в логопедах, дефектологах. Эти должности всегда в цене, – сказала она.
Коллектив сталкивается и с эмоциональным выгоранием. Навстречу им идут психологи центра, также проводятся разгружающие тимбилдинги.
– Наши сотрудники имеют большое сердце. Видим, как они занимаются с детьми. В каждом кабинете установлены камеры, мы и по ним наблюдаем. По глазам человека можно понять, надолго ли он останется у нас работать, наш человек или не наш. Четкое определение целей и задач реабилитации, слаженная работа команды специалистов обеспечивают эффективность лечения, – продолжила собеседник.
В центре работают не только с детьми, но и с родителями. Им также оказывается консультативная и психологическая помощь, помимо того, рассказывают о льготах, пособиях, какие документы необходимы и так далее.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни. Одним из условий является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание помощи при вступлении во взрослую жизнь, для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях. А что нужно для этого? Конечно же, проведение социально-педагогической реабилитации и подготовка детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.
– Дети у нас не только получают 4-разовое питание, играют, но и, самое главное, проходят реабилитацию. Каждый день ЛФК, на тренажерах занимаются, еще у нас есть вертикализатор, также логопеды, дефектологи, психологи, бассейн с инструктором, иппотренажер и многое другое. А еще в группах занимаются лепкой, аппликацией, – сказала Салтанат Калеева.
Для детей с ДЦП и другими патологиями предлагается оборудование – вертикализатор с обратным наклоном с опорным ложе в полный рост. Основное его предназначение – пассивные реабилитационные мероприятия, направленные на адаптацию пациента к вертикальному положению, формирование чувства равновесия, адаптацию кровеносной системы и внутренних органов к новым нагрузкам в условиях вертикального положения тела.
Адаптивная физкультура применяется к пациентам со стойким нарушением здоровья. Отличительной чертой является большое количество и выбор игровых упражнений. Кроме физических результатов (усиление выносливости, улучшение общего тонуса организма), адаптивные упражнения нацелены на социализацию ребенка – его умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде, чувствовать и понимать себя и других.
На групповых уроках дети благодаря склонности к подражанию быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг друга. Очень важен и эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.
Полезность музыкотерапии проявляется в укреплении доверия, взаимопонимания между участниками процесса. Стоит сказать, что внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре, музыка служит материалом, усиливающим осознание.
Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. Такие занятия могут проводиться в любой форме: прослушивание музыки, подпевание, игра на музыкальных инструментах. Помнить нужно лишь принципы работы: с целью успокоения слушать тихую и спокойную музыку, а для активизации – веселую и громкую.
В качестве коррекции речевых нарушений в центре предлагают логопедический массаж. Он отлично действует на состояние мышц, нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. В ходе данной процедуры производятся механические воздействия на артикуляционный аппарат ребенка – щеки, губы, язык, также лицо, голову, шею. Он оказывает неоценимую помощь в поддержке тонуса мышц артикуляционного аппарата, нормализации звукопроизношения, а в итоге в формировании правильной речи.
Наряду с традиционными методами, как вспомогательное средство, эффективно используется песочная терапия. Основная задача терапии для детей, с одной стороны, заключается в том, чтобы помочь педагогу выявить и разрешить проблемы, которые могут скрываться глубоко в детской душе, а с другой – способствовать психоэмоциональному развитию ребенка.
Не обходится реабилитация и без бассейна. Акватерапия – одна из лучших форм лечебных и реабилитационных занятий ЛФК для ребенка, который имеет особенности в развитии. Теплая вода в бассейне оказывает массажное воздействие на мышцы, суставы и связки.
– Есть определенная шкала развития здорового ребенка, например, в год он должен стоять и пытаться делать шаги. Некоторые, конечно, и в 9 месяцев идут, кто-то в 1,5 года – на это нужно обращать внимание. Также нужно отслеживать, как он смотрит в глаза и смотрит ли вообще, потому что дети с рождения наблюдают, двигают глазами. А если мама замечает, что ребенок не обращает внимания на нее, не водит глазами, не реагирует на звуки погремушек или то, что она его зовет, необходимо обратиться к врачу. Также, бывает, ребенок многократно повторяет действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. В год он должен произносить уже некоторые слова, хотя бы «мама» и «папа», – говорит Салтанат Калеева.
Сыну Салтанат 17 лет, и он у нее особенный. Говоря о своем опыте, она подчеркнула, что после рождения важно проверять билирубин ребенка. Если он завышен, нежелательно делать прививки от гепатита, БЦЖ и другие, потому что они только усугубляют положение, а в особенности гепатит В.
– Если все-таки поставить, то идет прямое нарушение работы печени, которое влияет в дальнейшем на мозг, приводит к его парализации. Еще нужно обращать внимание на цитомегаловирус. Если мамочка во время беременности переносит этот вирус в активной форме, то это плохо сказывается на плоде. Это все, что я пережила и другие родители, – пояснила она.
В «Ерекше аналар» бывают и курьезные случаи, когда некому забрать ребенка.
– В такие моменты прошу своих сотрудников брать у родителей расписку, что они дают свое согласие на то, что ребенка привезет домой кто-то из центра. Потому что родители бывают разные и случаи тоже, – рассказала руководитель центра.
К слову, на благотворительной основе недавно приходили hair-стилисты, которые сделали детям красивые модельные прически, но пришли не с пустыми руками, а с огромным пакетом чупа-чупсов, доставив радость каждому ребенку. Устраивают праздник и шоу аниматоров с развлекательной программой.
Особые – те же самые дети, которые играют, смеются, отзываются на добро и нежность. Их не делают особенными своеобразность развития или физические ограничения. Такими их делают потребности – в пандусе, процедурах или аппаратах, а также в отношении окружающих. Самое дорогое – отношение к нему как к равному.
Источник: Vechastana.kz