Now Reading
Число очередников на госжилье за 7 лет увеличилось вдвое в Казахстане
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Число очередников на госжилье за 7 лет увеличилось вдвое в Казахстане

Число очередников на госжилье за 7 лет увеличилось вдвое в Казахстане

В Казахстане в настоящее время насчитывается 614,7 тыс. человек, состоящих в очереди на получение льготного государственного жилья.

 

Среди них лица с инвалидностью I и II группы, семьи, имеющие и воспитывающие детей с инвалидностью, участники Великой Отечественной войны, лица с тяжелыми формами хронических заболеваний, пенсионеры по возрасту, дети-сироты, многодетные семьи, члены семей погибших при исполнении государственных и общественных обязанностей и так далее. Наибольшие доли среди нуждающихся в льготном жилье составляют именно социально уязвимые слои населения (40%) и государственные служащие (35,3%).

 

Однако большинству граждан нашей страны приходится годами ждать своей очереди на получение государственного жилья. Согласно данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, количество очередников из года в год показывает стабильный стремительный рост. Их численность с 2016 года по настоящее время увеличилась на 68,1% — с 365,6 тыс. до 614,7 тыс. человек. Наибольший прирост наблюдался в 2017 году, когда количество людей в очереди увеличилось на 62,8 тыс. человек, или на 17,2%. Среднее значение ежегодного прироста численности очередников за рассматриваемый период составляет 11%. При этом на текущий момент за весь период жильем обеспечили лишь 61 тыс. человек.

 

Основная причина — недостаточный объем строительства госжилья. За период 2016–2022 годов в эксплуатацию было введено 10,7 млн. кв. м льготного жилья. Исходя из допущения, что средняя площадь одной квартиры составляет 60 кв. м, за указанный период было построено порядка 177,6 тыс. квартир, или в среднем от 25 тыс. до 30 тыс. квартир ежегодно. Как мы видим, это количество не перекрывает даже ежегодного прироста числа очередников.

 

Помимо быстрых темпов роста численности очередников и недостаточного объема строительства льготного жилья, ситуация усугубляется наличием спекуляций, проводимых с государственным жильем. В силу того, что цены на государственное жилье значительно ниже рыночных, встречаются случаи незаконного получения квартир вне очереди и их дальнейшей перепродажи с наценкой.

 

Незаконная постановка в очередь — не единственная проблема. Наблюдаются случаи сдачи государственного жилья в аренду третьим лицам, незаконное распределение квартир по государственным программам, а также перепродажа льготного жилья на рынке по завышенной цене. Таким образом, государственная поддержка распыляется, и льготные квартиры получают граждане, которые вовсе не нуждаются в такой поддержке.

 

Для решения подобных проблем специалисты и профессиональное сообщество страны ставят в пример опыт Сингапура, где проблема с очередниками на жилье была решена за относительно короткие сроки. Государственное жилье в Сингапуре находится в управлении Совета по жилищному строительству и развитию (HDB) на условиях 99-летней аренды. Долгосрочная аренда недвижимости с возможностью ее продажи только для граждан Сингапура позволяет минимизировать риски появления пузыря. Более 80% населения Сингапура живет в квартирах, построенных HDB, количество таких квартир в 2021 году составило порядка 1,1 млн.

 

Самый простой способ приобретения квартиры — прямой заказ через HDB. На протяжении многих лет действовали различные программы продажи жилья. В настоящее время программа, которая была запущена в 2001 году, называется «Постройка на заказ» (Build-To-Order, BTO). Эта программа действует параллельно с «Продажей квартир на балансе» (Sale of Balance Flats, SBF), позволяющей реализовать квартиры из предыдущих проектов BTO, непроданные квартиры по программе замены старых квартир SERS и квартиры, которые вернулись в собственность HDB. Схема выборочной перепланировки по всему блоку (SERS) направлена на обновление старых жилых комплексов. Если человек является резидентом SERS, он получает возможность переехать в новый дом с новым договором аренды на 99 лет. Владельцам квартир SERS также предоставляется пакет, включающий компенсацию и льготы по переселению.

В Сингапуре создалась замкнутая экосистема доступного жилья, в которой льготную недвижимость получают только определенные категории граждан, с возможностью продажи жилья, но только внутри этой экосистемы и по истечении определенного периода времени, что не позволяет спекулировать таким жильем. Кроме того, в Сингапуре есть свой вторичный рынок государственного жилья для тех же нуждающихся категорий населения, где можно продать квартиру или сдать ее в аренду.

 

Опыт Сингапура может быть показателен для РК в части жесткого регулирования жилищных отношений, разделения рынка на две части: льготное государственное жилье и жилье от частных девелоперов. Эта модель позволяет реализовывать государственное жилье только внутри закрытого рынка по утвержденным ценам в соответствии с отдельным набором законов и стратегий, отличных от тех, которые применяются в отношении частного жилья. Такой подход позволяет «накапливать» государственное жилье для удовлетворения значительного спроса. Эта политика помогла Сингапуру достичь уровня владения жильем в 91%, что является одним из самых высоких показателей в мире.

 

Также, по мнению профессионального сообщества, внедрение аналогичной модели разделения рынка жилья в нашей стране может оказать благоприятное воздействие на темпы предоставления жилья очередникам. В разделенном рынке государственное жилье, полученное очередником, при желании может быть продано внутри закрытого рынка только такому же очереднику. Более того, цены и другие условия на этом рынке будут регулироваться отдельными законодательными актами.

Таким образом, будет снижена мотивация спекуляции льготным жильем и появится возможность охватить большее количество граждан, которые действительно нуждаются в жилье.

 

 

Источник: Казинформ

0
Tags :
No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×