Ежегодно Зимний благотворительный бал становится началом больших общественно важных проектов. Денежные средства, собранные на балу, направляют на благотворительность, в том числе проект «Каждый ребенок достоин школы» (КРДШ). Проект направлен на разработку и внедрение инклюзивной модели образования детей с аутизмом и другими особенностями развития в школы и детские сады Казахстана. С 2015 года Фонд «Болашақ» открыл более 80 специализированных реабилитационных учреждений и кабинетов по всему Казахстану, охватив свыше 3000 детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря этой работе 90% невербальных детей проекта научились говорить, 33 особенных ребенка вышли на самостоятельное обучение, 150 детей с особенностями развития стали призерами разных соревнований и олимпиад. В этой сфере создано более 500 рабочих мест. Корреспондент узнала подробнее о результатах работы Фонда и проекта «КРДШ» в сфере инклюзии.
Самая сложная категория особенных детей — это дети с поведенческими нарушениями. Школы и сады не готовы обучать их, потому что у учителей нет специальных знаний — основ прикладного анализа поведения. Однако детям важно обучение именно в общих школах, при правильном подходе у них наблюдается заметное улучшение навыков, они социализируются. Некоторые даже выходят из-под сопровождения педагогов-ассистентов и занимаются в общих классах самостоятельно.
По официальным данным государственных органов, на ноябрь 2022 года в Казахстане зарегистрировано около 9000 детей с аутизмом, а по неофициальным данным международной организации «Autism Speaks» — около 30 000 детей.
Налаживанием системы образования детей с аутизмом и другими особенностями развития в школах, детских садах, обучением специалистов, работающих с особенными детьми, переводом международной специальной литературы на казахский язык, внедрением международных, научно доказанных методик и практик по обучению особенных детей, обучением и внедрением поведенческих аналитиков в реестр должностей работников образования занимается проект «Каждый ребенок достоин школы». Стоит отметить, что детям услуги проекта оказывают бесплатно.
Фонд активно участвует в рабочих группах по вопросам развития инклюзии при Правительстве РК и Сенате Парламента РК. На сегодня внесено более 80 качественных рекомендаций и поправок в законодательные акты Республики Казахстан, которые поспособствовали появлению в школах должности педагога-ассистента и закреплению обязательства школ по открытию Кабинетов поддержки инклюзии (КПИ) при наличии более 4 детей с поведенческими нарушениями.
КПИ — это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями. Модель обучения КПИ подходит детям как с аутизмом, так и с другими особенностями развития.
На одного ребенка выделяется один педагог-ассистент, при этом дети учатся в общем классе/группе, также проходит постоянное наблюдение детей, предусмотрена консультация и непрерывное обучение специалистов.
Старший сын Ботагоз Кожановой из Павлодара, Арнур, участвует в проекте «Каждый ребенок достоин школы».
— Я воспитываю пятерых детей, старший из них — Арнур. Сейчас он учится в 7-м классе обычной школы и в музыкальной школе. Думаю, что мы как все родители детей, которым поставили диагноз аутизм, прошли все стадии принятия: пытались найти лекарства, реабилитацию, ездили в другие страны. Но, углубляясь все больше в тему, поняли, что нужно просто жить и любить его таким, какой он есть. Заниматься с ним, чтобы достигать определенных успехов, — рассказала мама Арнура.
По ее словам, в детском саду и 1 классе обычной школы Арнур испытывал большие трудности. Ботагоз Кожанову часто вызывали или просили забрать сына. Непонимание было со стороны педагогов, воспитателей, родителей других детей, то есть всех окружающих. Во 2 классе Арнур стал обучаться в кабинете поддержки инклюзии проекта «Каждый ребенок достоин школы». За 5 лет он достиг немалых успехов в обучении.
— В школе он себя чувствует, как рыба в воде. Знает педагогов, одноклассников, кабинеты, распорядок дня, правила поведения школьника, умеет писать и читать. Здорово, что благодаря кабинету поддержки инклюзии у него есть возможность учиться в школе и получать дополнительную поддержку. Я уверена, что в школе педагоги-ассистенты необходимы, — добавила Ботагоз Кожанова.
Арнур также является призером многих музыкальных конкурсов в Казахстане и за рубежом. Периодически он выступает на концертах и фестивалях. В 2021 году Арнур получил звание «Тәуелсіздік ұланы», войдя в число 300 талантливых детей Павлодарской области.
— Когда Арнуру было 6-7 лет, мы заметили, что он прикладывает динамики к уху, чтобы слушать классическую музыку, и стали думать, куда этот интерес направить. Конечно, было очень тяжело, но со временем он привык, — поделилась мама Арнура.
Она подчеркнула, что для обеспечения инклюзивного образования квалифицированные специалисты и поведенческие аналитики крайне необходимы.
Также Фонд «Болашақ» обучил 40 специалистов, работающих с детьми с аутизмом и другими особенностями развития, на международно-сертифицированных курсах по прикладному анализу поведения.
Сегодня в Казахстане порядка 20 поведенческих аналитиков, 12 из которых — аналитики фонда. При этом сохраняется потребность в еще 500 поведенческих аналитиках.
В 2021 году Фонд разработал и запустил первый в Казахстане курс повышения квалификации для педагогов по основам прикладного анализа поведения «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями с использованием методов прикладного анализа поведения (АВА-терапия)». Обучение прошли более 3 000 специалистов не только со всего Казахстана, но и из России, Кыргызстана и Туркменистана. В 2022 году фонд «Болашақ» провел первый практический оффлайн-тренинг по основам прикладного анализа поведения для 150 специалистов.
Сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор (CBA-S) Мадина Татубаева рассказала, что начала свой путь с работы педагога-ассистента, затем прошла конкурс и ее утвердили на должность куратора поведенческих программ.
— Работа в этом направлении вызывает все больше интереса у представителей разных профессий, так как инклюзия является важнейшим аспектом развития современного общества. На данном этапе моя работа заключается в практике с детьми и оказании методической помощи специалистам. Каждый отдельный случай обучения ребенка или специалиста является уникальным, но особенно ярко мне запомнились моменты, когда у ребенка, у которого не было речи или даже эхо-реакции, то есть он не мог повторять за педагогом какие-то звуки, во время обучения в проекте у него запускалась речь. Ребенок произносил свои первые слова в жизни в кабинете поддержки инклюзии, — сказала Мадина Татубаева.
— Несмотря на клинический протокол по аутизму, на рекомендации международных организаций, международные стандарты до сих пор в системе образования Казахстана не появились поведенческие специалисты. Принимая во внимание Закон РК «Об образовании», с учетом правок в части инклюзивного образования и ответственности местных исполнительных органов по созданию условий для обучения в школах особенных детей, также в соответствии с поручениями Президента страны Касым-Жомарта Токаева Правительству РК, озвученными в феврале 2021 года на заседании Национального совета общественного доверия при Президенте РК, в части обновления нормативов специальной психолого-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями, принимая во внимание пункт 12 Приказа министра образования и науки РК от 12 января 2022 года № 6, Министерству просвещения РК как Уполномоченному органу необходимо, критически важно, уделить должное внимание появлению поведенческих специалистов в государственной системе образования наравне с развитыми странами, чтобы учитывались международные стандарты и опыт, — отметила Председатель Попечительского совета Корпоративного фонда «Болашақ» Динара Гаплан.
Отметим, что Зимний благотворительный бал по традиции пройдет 8 декабря в Астане. Международное информационное агентство «Казинформ» выступает информационным партнером мероприятия.
Источник: inform.kz