Казахстанский изобретатель Галымжан Габдрешев треть жизни посвятил созданию специальных устройств для слабовидящих людей. На его счету десятки уникальных устройств, предназначенных обучать и помогать слепым и слабовидящим людям. Только вот в Казахстане они не получили такой большой отклик, как за границей. В любой стране, где побывал Галымжан, ему предлагают партнерство и сотрудничество, как только узнают, что он создает для общества. Что послужило идеей для создания устройств, как выглядят первые прототипы и кто финансирует проекты.
В команде «Sezual» работает Галымжан Габдрешев – казахстанский ученый, инженер, изобретатель, который был номинирован на премию ООН.
Журналиста NT в лаборатории своего дома встретил же обычный мужчина, улыбающийся и открытый к разговору. Он искренне верит в победу над слепотой и в помощь своих девайсов.
— Как Вы пришли к изобретениям? Может, идея помогать незрячим появилась раньше Вашего несчастного случая?
— Для меня мир незрячих был такой же, как и для Вас. Не было ни одного слепого знакомого. А как только я получил паровой ожог глаз, то понял, как страшно быть слепым. Мне приклеили сетчатку, но риск потери зрения остался. Я подумал: «Зачем мои инженерные знания, логика, мышление? Наверное, для того, чтоб я смог помочь самому себе».
Американские, французские, испанские ведомства потратили на исследования в этой области сотни миллиардов долларов. Они не могли создать что-то действенное, потому что непонятно, как видят слепые. Буквально создать то, не знаю, что, так, не знаю, как, но чтобы в их голове появились такие же образы, как у зрячих людей. У нас нет даже точных исследований, как видят ночные животные. Есть только оценочные и приблизительные. Поэтому я направил для этого все свои усилия.
В Казахстане порядка 10 тыс таких особенных детей, а профессия тифлопедагога (воспитатель для детей с нарушениями зрения) не обещает хорошей зарплаты. Таких специалистов по Казахстану очень мало. Класс для незрячих детей может набрать только пять учеников, потому что тифлопедагогу не хватит времени на большее количество детей. А для всех детей не наберется самих тифлопедагогов. Такой замкнутый круг смог разорвать самоучитель рельефно-точечного шрифта Брайля, который помогает незрячим детям научиться грамоте.
Он представляет собой небольшой девайс, на одной стороне которого резиновые «кнопки» с бугорками. Принцип работы и письма точно такой же, как у тактильных табличек. В одной кнопке по шесть бугорков. И каждая буква имеет свои. Например, буква А содержит только один бугорок — верхний слева, а буква Л – три слева и др.
«Первый прототип мы создали на 3D-принтере с примитивными технологиями, старой зарядкой. После согласования и утверждения мы пришли к единой форме устройства», – вспоминает Галымжан и показывает небольшое серое устройство.
— Как можно автоматизировать процесс, чтобы незрячий человек, получив устройство, смог обучиться по нему сам без привязки к тифлопедагогу?
— Если самоучители будут стоять, например, в библиотеке, ребенку достаточно в нее прийти, узнать у работников, где кнопка включения, громкости и разъем для наушников, послушать дома аудио или видео с объяснением и начать тренироваться.
Самым сложным процессом в Казахстане оказалось внедрение в образовательную систему. Галымжан получил отказ из всех инстанций. Причина тому – очень мощная и грамотно выстроенная коррумпированная система, которая не дает выйти на рынок всем отечественным ученым.
Но задумку изобретателя профинансировали ТОО «Тенгизшевройл» в лице американской корпорации «Chevron». Для реализации проекта они дали год. В этот же момент «Фонд науки» объявил гранты, и команда Sezual его успешно выиграла. Тогда «Тенгизшевройл» выступил партнером-покупателем. В рамках своей компетенции «Тенгизшевройл» ограничен только Атырауской областью. Именно поэтому первыми владельцами самоучителей стали два учреждения Атырауской области: специальная библиотека для незрячих и слабовидящих граждан и школа-гимназия.
Специализированных школ для незрячих детей в Казахстане всего четыре, но сейчас появляется много классов и в обычных школах. Американская компания «Chevron» заключила договор с Sezual и профинансировала производство самоучителей на трех языках индивидуально для столичной школы-гимназии № 10 имени Жумабека Ташенева. Ее тифлопедагоги были одними из первых, кто поддержал идею Галымжана и встал у истоков.
Получается, что около 120 самоучителей шрифта Брайля нашли своих учеников. Атырауская библиотека получила 50 устройств, школа-гимназия – 40, столичная школа-гимназия – около 30.
Настоящей мечтой для казахстанских незрячих детей остается самоучитель музыки. Он позволяет погрузиться в мир музыки и научиться читать ноты, слышать такт. Аналогичное самоучителю алфавита устройство «Steve» пока есть только в нескольких экземплярах. Порядка 20 штук получила школа-гимназия в Атырау.
История создания музыкального самоучителя приходится на посещение Галымжана школьного концерта, где слепая и глухая девочки вместе играли на фортепиано.
Председатель «Тенгризшевройл» по связям с общественностью Рзабек Артыгалиев предложил создать музыкальное устройство по принципу Брайля. Совместными усилиями с тифлопедагогами талдыкорганской средней школы № 8 имени Н.Островского самоучитель был разработан и увидел свет.
— А почему устройство получило название «Steve»?
— Некрасиво же, если будет «Музыкальный электронно-тактильный самоучитель Брайля по музыке», — улыбнулся Галымжан, — Были идеи назвать его именем наших музыкантов «Димашка» в честь Димаша Кудайбергена или «Имашка» в честь Имангали. Но, к сожалению, их продюсерские компании не дали на это разрешения.
Потом изобретатель вышел на связь со слепым певцом Стиви Уандером, который охотно согласился дать свое имя. А вместе с этим предложил назвать Стиви не только в свою честь, но и в честь Стива Джобса и Стива Возняка.
Другое устройство Галымжан придумал и сконструировал всего за неделю благодаря поездке в Малайзию. Это самоучитель Брайля для чтения Корана. Пока только прототип. И пока никак не названный.
Также в коллекции ученого есть прототипы звуковых фонариков — устройств для развития биолокационного зрения. Потребность в этих устройствах для незрячих людей изобретатель объяснил так:
— В мире существует пять типов зрения у живых организмов. Мы относимся к кластеру, который видит с помощью световых волн. У ночных животных и тех, что живут под водой, биолокационное зрение. Они видят с помощью звуковых волн. Наши звуковые фонарики помогают «видеть» слухом.
— А какой у них принцип работы?
— Они излучают очень короткую звуковую волну. У волн может быть разная скорость и разная амплитуда, — Галымжан берет круглое устройство, звук которого похож на быстрые щелчки пальцев, и обводит им стену и разные предметы. Звук рядом с чем-то становится громче, в пространстве – тише. Таким образом, благодаря звуковому фонарику человек может «видеть» размер, форму, расположение и расстояние до предмета.
Над этим проектом команда «Sezual» работала практически два года, и устройство проходило различные практические испытания на полигоне. Всемирная ассоциация неврологов в своем заключении написала так: «Это новый мир!»
«Биолокационное зрение обладает огромным рядом преимуществ. Вместо цветов можно видеть сущность предмета. Для слепых людей такая способность будет абсолютной панацеей! Благодаря устройству, впервые в мозгу человека происходит формирование новых функциональных возможностей. Такие же навыки, как управление частями тела, только навык увидеть биолокационным зрением».
Пока у незрячих детей таких устройств нет. Единственные – на разработке у Галымжана Габдрешева. Но даже если они и появятся, будет стоять огромная проблема с внедрением и утверждением звуковых фонариков в учебный процесс.
Следующее устройство среди проектов Галымжана – система звуковой навигации в маленьком брелоке. Брелок подсоединяется ко всем датчикам движения сам, как телефон к бесплатному Wi-Fi; неважно, лифт это, торговый центр, эскалатор или светофор. Так, мы увидим, как с помощью этих девайсов незрячие люди смогут самостоятельно гулять по городу.
Пробные варианты закупил один из казахстанских банков, «ЦентрКредит», в количестве 20 штук. Они настолько оказались полезными, что банк приобрел еще около ста.
В арсенале Галымжана есть проект даже для людей с ограниченными возможностями. Поводом для создания стала просьба работников на инвалидных колясках из министерства обороны промышленности сконструировать устройство для управления военной техникой.
Для людей, кто всю жизнь проработал в области военных технологий, но потерял конечности в результате несчастного случая, это было бы подарком. Да и для государства, по словам ученого, это было бы выгодно:
«Технику, которая попадет в руки противника, не смогут использовать, потому что она приспособлена только для таких людей. Эти люди могут работать хоть до конца жизни, что всегда повышает их опыт и значимость. Экономически и практически это выгоднее».
— Каков принцип работы такой техники для людей с ограниченными возможностями?
— Все устройства и приспособления позволяют обычную систему управления переводить на ручную.
— На каких машинах это будет специализироваться?
— На любых, — заверил Галымжан. — Мы хотим с нашим отечественным производителем автомобилей заключить контракт на адаптацию их автомобилей под наши устройства. При этом, когда за руль сядет обычный человек, он не будет этого знать и замечать. Это будет выгодно и для нашей автомобильной промышленности.
В 2023 году на этот проект изобретатели получили согласие и грант.
«В рамках данного гранта колясочники смогут управлять не только легковыми автомобилями, но и большегрузной техникой, специальной техникой, военной, в том числе и танками, бронетранспортерами и т.д.».
Ученый больше всего переживает за возможность реализовать все свои проекты, чтоб они стали доступными всем нуждающимся. Но совсем не беспокоится об авторском праве. Считает, что в такой сфере патентовать устройства не окажется много желающих. Смеется.
Источник: NewTimes