В Астане проживают порядка 34 тыс. людей с особыми потребностями. При этом, не секрет, что создание безбарьерной среды для маломобильных казахстанцев оставляет желать лучшего. Осенью прошлого года в стране был утвержден первый национальный стандарт по социальной инклюзии СТ РК 3846-2023 «Доступность объектов инфраструктуры и услуг для населения с учетом потребностей лиц с инвалидностью и маломобильных групп».
Что это даст обществу и как должна изменится жизнь казахстанцев нам пояснил внештатный советник акима района «Сарыарка» по инклюзии Жанат Кабдулла. Советник акима хорошо известен астанчанам, он является общественным деятелем, членом Фонда Социальных инноваций «Еламан» и ведёт активную жизнь, передвигаясь ежедневно на инвалидной коляске.
— Расскажите, пожалуйста, вкратце, в чем суть национального стандарта по социальной инклюзии? Что означает принятие этого документа в стране и как это отразится практически на жизни казахстанцев?
— Практическое внедрение национального стандарта по социальной инклюзии очень важный и необходимый шаг для нашей страны, который должен привести общество к более высоким стандартам комфортной, доступной жизни для людей с инвалидностью.
Если кратко, национальный стандарт по социальной инклюзии обещает нам доступность всех объектов медицины, жилья, общественных мест и остальных объектов в городах и селах. Отсутствие пандусов, лифтов, проходов, специальных мест для людей с инвалидностью — это постоянная головная боль для людей с инвалидностью. Думаю, что утвердив единый стандарт, в стране во многом должно измениться качество жизни для людей с инвалидностью.
Все это поспособствует интеграции людей с инвалидностью в общество, ведь люди, выходя из дома, будут знать, что в больнице, в школе, в аптеке, в каждом магазине Астаны и других городах неукоснительно соблюдаются требования стандарта по социальной инклюзии. И теперь есть пандусы, которые соответствуют всем нормам СНИП, есть кнопки вызова, чтобы подняться на коляске в дом, есть лифты и они не узкие, а просторные, доступные для лиц с инвалидностью. Все это сделает жизнь казахстанцев комфортнее, наши люди с инвалидностью смогут также работать, учиться и жить наравне со всеми казахстанцами.
Безусловно, нацстандарт по инклюзии только положительно отразится на жизни казахстанцев, ведь удобства с пандусами, дорогами также нужны и мамам с детскими колясками, и пожилым людям, и тем болеющим, кто только вышел из больниц или перенес операции.
— В Астане мы видим так мало людей в инвалидной коляске на улицах и автобусах. Подозреваю, что наш город просто неудобен для них…
— В столице проживает свыше 34 тыс. людей с инвалидностью. Представляете, сколь огромная эта цифра, но, к сожалению, действительно мы видим мало людей с инвалидностью на улице. Для этого, конечно, есть причины. В целом, начнем с отношения людей к человеку с инвалидностью. Вы знаете, на законодательном уровне в нашей стране не используют слово «инвалид»! Это слово дискриминирует человека по критерию здоровья, ведь, в первую очередь, это человек, а потом уже особенность человека. Все по закону равны в правах, и граждане с инвалидностью тоже, но наше общество не понимает и не хочет вникать в это, начиная с публикаций в СМИ и заканчивая простыми прохожими и зевками на улице. Для всех проще сказать слово «инвалид», описывая пренебрежительно человека с особенностями передвижения. Это все говорит о неосознанности, даже эмоциональной незрелости общества.
Конечно же, одна из основных проблем того, что люди с особыми потребностями не появляются на улицах наших городов в том, что они попросту не могут выехать или выйти за пределы своих квартир и домов. Нет условий для передвижения по городу людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, людям с нарушениями слуха, зрения и многим другим.
Я очень надеюсь, что принятие единого национального стандарта по социальной инклюзии поможет не только точечно менять каждое здание, каждый пандус в Астане, а именно в целом сделает инфраструктуру города комфортной для людей с инвалидностью.
Именно сегодня, например, почему мало людей с инвалидностью в супермаркетах, торговых центрах? Опять же нет условий элементарно войти в торговый центр или кинотеатр, в Астане еще и гололед, и снегопад, значит, тротуары заметены, и люди в инвалидных колясках не везде могут проехать…. Многие, зная, что что в городе с опозданием убирают снег на тротуарах и дорогах, томятся месяцами дома, ожидая потепления.
— Расскажите, конкретно, какие есть, выражаясь языком маркетинга, «боли» у казахстанцев с особенными потребностями?
— Боль – неотступный спутник жизни любого человека, а у казахстанцев с особенными потребностями их слишком много. Вы знаете, как плачет безмолвно мама ребенка на инвалидной коляске, видя перед собой ступеньки лестницы и не находя пандуса, чтобы завести ребенка в здание?
Отсутствие пандусов либо как попало построенные пандусы, не соответствующие нормам, отсутствие лифтов, необорудованные уборные помещения в магазинах и торговых центрах, нехватка инватакси, поверьте, такие «мелочи» способны превратить жизнь людей с инвалидностью просто в одну непрекращающуюся боль.
Другая проблема — отсутствие зарядных станций для людей на автоматических инвалидных колясках в городе. Люди не могут доехать до остановки из-за гололёда и снега, плохо очищенных тротуаров. А в теплых остановках нет пандусов, либо они такие неудобные, что люди, сидя на инвалидных колясках, мерзнут рядом с теплой остановкой и ждут автобус.
Одна из больших бед — это проблема с жильём. Люди с инвалидностью годами стоят в очереди, а в итоге жилье выдаётся не по стандарту с узкими проходами, маленькими входными проёмами. Люди вынуждены делать ремонт за свой счет, чтобы получить возможность заезжать в инвалидной коляске в свои квартиры. Ну и не секрет, что гражданам с инвалидностью почему-то всегда выдаётся жилье в отдалённых районах города.
Я сам передвигаюсь активно в городе на инвалидной коляске и на себе прочувствовал все «прелести» городской жизни.
— Говорят, что раз в месяц вы совершаете объезд Астаны на автобусах, поэтому автопарки уже даже побаиваются вас. Это правда?
— Да, в качестве советника по развитию инклюзии в городе я совершаю объезд города регулярно. Да и в целом я постоянно пользуюсь общественным транспортом и вижу все проблемы, с которыми сталкиваются граждане с особенностями. Неоднократно мы встречались с акимом города Женисом Касымбек по вопросам доступности общественного транспорта, встречались с представителями заводов по выпуску автобусов, пытаемся максимально рассказывать и доносить чаяния людей с инвалидностью.
Кстати, как эксперт по транспорту я провожу ежемесячно тренинги для водителей общественного транспорта. Показываю и рассказываю, как правильно помогать гражданам с инвалидностью заехать/зайти в общественный транспорт, в каких местах, например, можно держать инвалидную коляску, чтобы она не сломалась. У нас много нарушений случаются на транспорте, до сих пор встречаются водители автобусов, которые не знают как открывается пандус.
Есть маршруты автобусов с дефицитом мест, либо на одном месте помещается детская коляска либо инвалидная коляска. Считаю, что это нарушение права на свободу передвижения людей с инвалидностью. Водители меня не то, чтобы боятся, просто узнают, знают, что я либо еду с очередной проверкой либо провожу практический тренинг для других водителей. Моя мечта, чтобы любой человек с инвалидностью смог спокойно и комфортно доехать с точки А до точки Б в нашей Астане и в целом по стране. Хочется, чтобы всем казахстанцам жилось доступно и комфортно в Казахстане.
Источник: menmedia.kz