Какие вопросы для защиты прав людей с инвалидностью поднимают на законодательном уровне? С какими трудностями при трудоустройстве сталкиваются люди с ограниченными физическими возможностями? Как обстоит ситуация с созданием безбарьерной среды?
— Ляззат Молдабековна, какие вопросы вы, как председатель Ассоциации организаций инвалидов города Алматы, депутат Сената, сегодня поднимаете в парламенте?
— Помимо проблемы занятости, медицинского обслуживания, социального обеспечения, в первую очередь поднимаю вопросы доступа к информации, соблюдения прав людей с нарушениями интеллекта и ментальными нарушениями, репродуктивного права, защиты от насилия. Недавно мы рассматривали вопросы роста детской инвалидности, а также поддержки детей в системе образования, реабилитации и создания условий полной инклюзии.
— Как обстоит ситуация с созданием безбарьерной среды? Есть ли улучшения в вопросе обустройства соответствующей инфраструктуры?
— Акиматы постоянно проводят мониторинг доступности безбарьерной среды во всех регионах. В связи с этим в каждом регионе есть свой план, и они должны проверить определенное количество объектов на предмет доступности среды для людей с инвалидностью. Если есть какие-либо замечания, дается определенный срок, чтобы здания или уличная среда были приведены в соответствие с требованиями.
Осенью прошлого года в Мажилисе полностью пересмотрели и обновили стандарты доступности объектов и правила при их строительстве. Позитивная новость в том, что если раньше можно было выявлять ошибки и недочеты, неправильное исполнение правил после окончания строительства, то сейчас на всех этапах, начиная от проектирования строительства сдачи и т. д., будет вестись контроль за обеспечением доступности объекта. К концу этого года этот закон заработает.
— Есть ли курсы, где людей с инвалидностью обучают каким-то навыкам, благодаря которым они могли бы зарабатывать и приносить пользу обществу?
— Одно время в Казахстане наблюдалась волна открытия центров «Тең қоғам». В них для людей с инвалидностью были организованы обучающие курсы и поддержка, возможность трудоустроиться. Такие центры стали неким связующим звеном между работодателем и человеком с инвалидностью. В основном в них учат компьютерной грамотности, программированию, созданию веб-контента, SMM-продвижению, графике, а также различным ремеслам — вязанию, вышиванию и вышивке, работе в качестве сотрудника контакт-центра или диспетчера. Насколько мне известно, сегодня Минтруда РК планирует переформатировать работу этих центров для того, чтобы основным показателем успешности работы стало устойчивое трудоустройство и занятость.
К сожалению, в нашем обществе желание опекать и принимать опеку нередко считаются нормой. В развитых странах смотрят в первую очередь на то, что человек не может делать, а на то, что он может. Именно эти стороны и нужно развивать и давать людям с инвалидностью возможность быть экономически максимально вовлеченным. Мы сталкивается с тем, что инвалидность равна нетрудоспособности. Есть люди с ограниченными возможностями, которые махнули на себя рукой и считают, что никогда ничего не смогут делать самостоятельно, и ждут патерналистского отношения со стороны общества, уверенные в том, что государство должно их обеспечивать.
Да, действительно, государство должно их обеспечивать, чтобы уравнять возможности своих граждан. Например, человек, имеющий проблемы с передвижением, получает коляску, государство бесплатно обучает его специальности и трудоустраивает. И здесь от человека с инвалидностью требуется, чтобы он добросовестно выполнял трудовой договор, посещал работу. Но мы сталкиваемся с тем, что люди, ссылаясь, что им сложно посещать работу, ожидают для себя каких-то дополнительных особых условий. Избавиться от иждивенческих и патерналистских настроений помогут стимулирующие меры, которых, увы, в нашей стране нет. Пока все держится на ответственности и осознанности самих людей с инвалидностью.
В Японии, если ты работаешь и твоя заработная плата превышает 300 тыс йен, ты уже не получаешь пособие по инвалидности. Такая мера, казалось бы, призвана демотивировать людей с ограниченными возможностями работать, но, как показывает практика, создает конкурентоспособную среду. Многие японцы не хотят сидеть дома, имея более свободный график и получая пособие по инвалидности 60 тысяч йен. Они готовы отказаться от этого в пользу хорошей зарплаты. К тому же их устраивает возможность посещать место службы и работа в коллективе. Хорошей мерой стимулирования может стать поддержка предпринимательства инвалидов. Если людям трудно ходить на работу в недоступной среде, то почему бы не заняться каким-то бизнесом. Но для этого нужна стартовая ступенька, которой как раз у нас и не хватает. Банки второго уровня предпочитают не кредитовать людей с инвалидностью.
Источник: www.newtimes.kz