Now Reading
20 детей с ментальными нарушениями получают профессию
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > 20 детей с ментальными нарушениями получают профессию

20 детей с ментальными нарушениями получают профессию

Впервые в Казахстане у детей с ментальными нарушениями появилась возможность получить профессию.

На базе колледжа общественного питания и сервиса в столице открылись две группы. Здесь обучают поваров-кондитеров и швей. Дети учатся на гранте и получают стипендию. А некоторые уже работают. Асылбек Сатинов поступил в колледж общественного питания и сервиса почти месяц назад. Учится на повара-кондитера. Пока идут общеобразовательные дисциплины, через месяц начнутся специальные. У юноши синдром Аспергера, это легкая форма аутизма с сохранением мышления и речи. Сложности могут возникать при коммуникациях. Однако ранняя коррекция и непрерывное образование пошли на пользу. Учиться Асылбеку очень нравится. Говорит, и специальность выбирал по душе.

Асылбек Сатинов, студент с особыми образовательными потребностями:

– Мне нравится русский язык, литература, физкультура. Переводить казахский и английский языки. Я буду поваром-кондитером. До этой работы я умел выпекать сметанковый пирог, вафли из жидкого и упругого теста, даже песочного запомнил рецепты.

В группе Асылбека 10 студентов. В основном ребята с диагнозами: «аутизм» либо «синдром Дауна». Наряду с поварами-кондитерами готовят и швей.

Столичный колледж общественного питания и сервиса – единственное учебное заведение в стране, в котором обучают профессии детей с ментальными нарушениями. Проект был запущен корпоративным фондом «Болашақ» совместно с акиматом.

Динара Гаплан, председатель попечительского совета Корпоративного фонда «Болашақ»:

– Мы начинали УПК, где делали пилот с 34 школьниками 7,8,9 классов на базе колледжа общественного сервиса и питания. Мы показали местным исполнительным органам, что дети с ментальными нарушениями могут получать профессию.

И в этом году акимат выделил 20 грантов, то есть впервые люди с аутизмом, синдромом Дауна пошли в обычный колледж получать образование. Организация учебного процесса для детей с ментальными нарушениями требует особого подхода, – говорит Динара Гаплан. Вместе с учителем на уроке присутствуют тьюторы, сопровождающие детей и на занятиях, и на перемене. А вне кабинета тьюторам и преподавателям методическую помощь оказывают поведенческие аналитики. Они разрабатывают индивидуальную программу по коррекции поведения для каждого студента.

Жанна Калиева, супервизор поведенческих программ Корпоративного фонда «Болашақ»:

– Есть дети, которые плохо разговаривают, у которых есть особенности в поведении. И поэтому им обязательно нужен АВА – прикладной анализ поведения, который помогает. Это самое эффективное вмешательство при аутизме и при других нарушениях нервной системы.

Сейчас мы начинаем метод сопровождение в колледже. По словам Жанны Калиевой, специалистов по анализу прикладного поведения в Казахстане единицы. Меж тем потребность в кадрах с каждым годом растет. По данным фонда «Болашақ», в Казахстане около 40 тысяч детей страдают ментальными нарушениями.

Как сообщили в Министерстве просвещения, для таких детей в стране имеется 47 коррекционных школ. На этом их образование заканчивается.

Лаура Бутабаева, директор Департамента инклюзивного и специального образования МП РК:

– Приходится признать, что во всех колледжах отсутствует компетенция по работе с детьми с ментальными нарушениями. Именно поэтому мы работаем над переводом всех 47 школ в статус специальных учебных заведений.

Мы рассматриваем механизмы организации колледжей, чтобы дети могли здесь же приобрести профессиональные навыки. А Асылбек Сатинов уже работает. Трижды в неделю после занятий молодой человек приезжает в семейное кафе. Здесь он числится как помощник повара.

Станислав Шляхов, бренд-шеф сети семейных заведений:

– Интерес к кондитерскому делу. Любит с шоколадом работать, любит украшать. В целом Асылбек очень внимательный парень. Старается. У него достаточно хорошо все получается, то есть его внимание на какие-то детали. Для ученика очень полезно. В целом это мой первый опыт работы с такими детьми. Скажем так, я не жалею. В развитых странах мира трудоустройство людей с ментальными нарушениями практикуется достаточно широко. Их особенности, в частности, умение сконцентрироваться на деталях и тщательно выполнять монотонную работу, делает их незаменимыми на производствах. А такие корпорации, как Microsoft и SAP, все чаще набирают сотрудников с расстройством аутистического спектра.

Трудоустроенных в Казахстане пока единицы. Как отмечают в фонде «Болашақ», для решения проблемы предстоит большая работа: госорганам адаптировать образовательные программы, подготовить педагогические кадры, а бизнесу – проявить социальную ответственность.

 

 

Смотреть видео 

Источник: 24.kz

0
Tags :
No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×