Технологии меняют мир, делая его более доступным для всех. В Казахстане прошел хакатон, посвященный разработке инклюзивных решений. Разработки участников с помощью ИИ нацелены на помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Участники события объединили свои знания и креативность, чтобы создать инновационные проекты, способные преодолеть барьеры и дать новые возможности каждому.
Хакатон AIrathon, организованный компанией Hybrain Ltd. при поддержке управления молодежной политики Алматы и студии MoonAI, стал важным событием для развития технологий доступности в Казахстане. В мероприятии, проходившем в гибридном формате — на базе IITU Innovation Center МУИТ в Алматы и онлайн, — приняли участие команды разработчиков, дизайнеров и энтузиастов. Их главной задачей было создание и внедрение инклюзивных технологий с использованием искусственного интеллекта. В проведении мероприятия также помогли волонтеры — резинденты центра Innovation Center клуба Enactus IITU.
Цель «AIrathon» выходит за рамки технической инновации: он стремится вовлечь людей с инвалидностью в разработку и использование технологических решений, которые сделают их повседневную жизнь комфортнее. Этот подход стимулирует распространение технологий ИИ среди широкой аудитории, устраняя барьеры, связанные с отсутствием навыков программирования.
Главный фокус хакатона был направлен на разработку технологий, способных решать реальные проблемы инклюзии и доступности.
“Участники предложили множество идей, охватывающих различные сферы: от трудоустройства до здравоохранения. Одной из главных задач стала борьба с дискриминацией на рынке труда и недостатком образовательных возможностей для людей с инвалидностью. Для решения этой проблемы была представлена платформа, использующая ИИ для подбора вакансий и образовательных программ», — отмечает организатор хакатона, директор Hybrain Ltd Ник Макфлай.
Не менее важным направлением стали проекты, направленные на улучшение общения для людей с ограничениями слуха или речи. Участники разработали платформы для перевода речи в текст и жестовый язык, приложения для поиска друзей и общения, а также сервисы, преобразующие речь с дефектами в понятный текст и голос.
Кроме того, для людей с нарушениями зрения или ограниченной подвижностью были созданы мобильные приложения и системы, упрощающие ориентирование в пространстве: приложение, которое помогает незрячим ориентироваться и выполнять повседневные задачи, и система, использующая компьютерное зрение для построения маршрутов.
Для расширения доступа к информации и услугам участники представили платформу, адаптирующую информацию под индивидуальные потребности, и приложение для вызова специализированного транспорта. Особое внимание уделялось медицинским проектам: умные браслеты для мониторинга здоровья, ИИ-помощники для персонализированного ухода, виртуальные помощники для реабилитации и приложения для поддержки молодых мам и малышей.
Общий призовой фонд мероприятия составил 2 000 000 тенге. Призы включали подарочные сертификаты на технику и 50 доступов к курсу по разработке ИИ от Shkola.AI.
Участников оценивали в двух номинациях: «Лучший IT-проект» и «Лучший креативный проект». Среди критериев были инновационность, социальная значимость, техническая сложность и качество пользовательского опыта.
«Мы всегда поддерживаем инициативы молодежи, направленные на развитие инноваций и создание решений, способствующих улучшению качества жизни. Особенно важно, когда эти проекты затрагивают такие значимые темы, как инклюзия и равные возможности для всех. Хакатон AIrathon стал мощной платформой для молодых разработчиков, которые через использование искусственного интеллекта стремятся разрушить барьеры и сделать наш мир более доступным и справедливым. Управление молодежной политики города Алматы продолжит поддерживать такие важные инициативы, способствующие прогрессу и развитию социальной ответственности», — отметил руководитель управления молодежной политики города Алматы Азиз Кажденбек.
Особенностью хакатона стало участие искусственного интеллекта в качестве жюри. ИИ оценивал проекты так же, как это делает человек, получивший презентацию по электронной почте, — без субъективных комментариев. Организаторы планируют в будущем расширить роль ИИ, включив его в оценку выступлений в реальном времени.
«Мы верим, что искусственный интеллект может и должен служить на благо всех людей, независимо от их физических возможностей»,— отметил директор Hybrain Ltd. Ник Макфлай.
Ключевой отличительной чертой AIrathon также стало вовлечение людей с инвалидностью в процесс разработки и тестирования проектов. Это позволило обеспечить практическую ценность решений и их соответствие реальным потребностям.
Бауыржан Шоканов — представитель команды Eye Tracking System. Их проект завоевал победу в номинации «Лучший креативный проект».
«Наш проект Eye Tracking System — это программное решение, позволяющее управлять компьютером с помощью движения глаз. Мы использовали открытые библиотеки компьютерного зрения и алгоритмы машинного обучения, чтобы разработать технологию, которая фиксирует движение глаз и преобразует его в команды для компьютера. На данный момент наша программа позволяет управлять виртуальной клавиатурой: выбор буквы осуществляется зажмуриванием на ней», — рассказывает Бауыржан Шоканов.
По его словам, идея проекта возникла из желания помочь людям, которые из-за ограничений моторики или других факторов не могут пользоваться традиционными способами взаимодействия с компьютером. Победитель отмечает, что увидев, как технологии могут изменить жизнь людей с инвалидностью, команда решила, что их опыт и знания могут быть полезны в создании доступных решений.
Команда Eye Tracking System сосредоточилась на двух ключевых вызовах, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью:
«Для многих людей с ДЦП или нарушениями моторики мышка или клавиатура остаются недоступными. Наш проект дает возможность заменить эти устройства. Кроме того. цифровое общество развивается стремительно, но многие люди с инвалидностью остаются за его пределами. Мы хотели уменьшить этот разрыв, сделав доступ к технологиям более инклюзивным», — добавляет он.
Бауыржан Шоканов и команда планируют в дальнейшем представить разработку на стартап-конкурсах, чтобы заинтересовать инвесторов. Финансирование позволит доработать технологию и вывести ее на рынок. Участник хакатона убежден, что ИИ способен кардинально изменить подход к инклюзивным технологиям.
«Этот хакатон показал, насколько ИИ может быть полезен. Мы увидели проекты, которые помогают людям с нарушением зрения, движения или слуха. Например, алгоритмы обработки изображений могут упростить взаимодействие с интернет-контентом, а голосовые помощники — дать больше возможностей для общения»,— заключает он.
Уларбек Сулейманов, один из участников команды Project Vision, поделился подробностями о своем приложении, созданном для помощи незрячим и слабовидящим людям.
Проект Project Vision представляет собой приложение, которое помогает незрячим и слабовидящим людям ориентироваться в динамичной среде. Технология позволяет распознавать объекты, такие как автомобили, пешеходы и другие участники дорожного движения, оценивает расстояние до них и уведомляет пользователя о потенциальных опасностях.
«Всегда хотел попробовать сделать проект с использованием компьютерного зрения в режиме реального времени. Хакатон стал отличной возможностью реализовать эту идею. Я предложил ее своему тиммейту, и мы решили воплотить ее в жизнь», — рассказывает Уларбек Сулейманов.
Разработка нацелена на решение повседневных проблем незрячих и слабовидящих людей, включая невозможность вовремя заметить быстро приближающиеся опасности и сложности с ориентацией в динамичной городской среде. Программа, основанная на технологиях компьютерного зрения, помогает пользователю получать предупреждения о потенциальных рисках, например, приближающихся автомобилях или препятствиях на пути.
Команда Project Vision намерена сделать приложение полностью автономным, интегрировать его со смарт-очками и использовать камеры с углом обзора 360 градусов.
Уларбек Сулейманов уверен, что искусственный интеллект способен дать людям с повышенными потребностями возможности, которые ранее казались недоступными.
«ИИ может стать настоящим помощником в восстановлении утраченных способностей. Это не только технический, но и социальный прогресс, который меняет жизнь тысяч людей», — считает он.
Несмотря на то что текущие проекты хакатона не предполагают дальнейшей коммерческой реализации, инициатива показала огромный потенциал подобных мероприятий. По словам организаторов, участие в хакатоне позволило многим участникам впервые создать собственный IT-проект, освоить инструменты ИИ и увидеть практическое применение своих идей. В будущем планируется проводить больше подобных мероприятий, чтобы привлечь еще больше участников и разработчиков.
Источник: nur.kz