Now Reading
Истории из жизни учителя средней школы — 5
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Блоги > Ринат > Истории из жизни учителя средней школы — 5

Истории из жизни учителя средней школы — 5

Из книги «Жертвоприношение»
©Ринат Сабитов, 2014

Открытый урок

Теперь на горизонте появилась проблема со времён сдачи государственных экзаменов в университете — подготовка. Тогда было проще: были направления и темы, билеты, были лекции. Читай, запоминай. А здесь всё сложнее. Я не знал что делать.
Головная боль, лекарство от которой было в моей же голове.
Время не шло, оно стремительно летело. Уже провели заседание методического объединения и утвердили график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий, а я всё еще не знал, что подготовить к этому, начинающему меня раздражать одной только мыслью о нём, чёртовому мероприятию… Темой внеклассной работы, после долгих раздумий, выбрал «Французский язык для всех».
Промежуток между открытым уроком и внеклассным мероприятием — почти неделя. Готовить детей к показу отрывка из классического произведения французской литературы, например, Гюго или Дюма, времени нет. Я не говорю про декламацию пускай даже и коротких стихотворений. Да и знания моих учеников не столь сильны, чтобы блистать красноречием на языке Ля Фонтена. Нужно что-то такое, где только я буду говорить на французском, но при этом вовлеку в это мероприятие всех присутствующих. Тогда такая мысль казалась мне фантастической.
Настал день моего открытого урока. Третий со второй смены. Тема: «Моя комната». На первый взгляд ничего сложного. Отработанная за три урока, отведенных на этот кластер, лексика, спряжение глаголов в настоящем времени, относительно правильное чтение.
На уроке присутствовало человек семь, включая директора, по специальности — учителя английского языка. А ещё руководитель Министерства образования, завуч по науке, ну, и учителя нашего методобъединения. Ещё на педагогической практике (кстати, в этой же школе), мне приходилось выступать не только перед классом, но и пришедшими на урок учителями. Добавьте к этому практику игры в КВН и проведение межфакультетских массовых мероприятий. Так что страха присутствия посторонних не было. А вот волнение за ребят было. Они могли растеряться в присутствии посторонних и начать ошибаться. Я допускал некий процент допустимых ошибок, но… Всегда бывает неучтенный фактор, который и сводит все старания на «нет». Это касается и поурочных планов. Многолетняя практика показала, что составленный на определенный урок план никогда не будет точно воплощён. Основные позиции — да, детали — никогда. Причина тому — тот самый фактор неожиданности. Могут неожиданно отвлечь вопросом, ответ на который займёт определённое время, может затянуться опрос домашнего задания или объяснение новой темы. Да мало ли что ещё может произойти на уроке. Так что поминутно рассчитывать план урока — не более, чем показуха для проверяющих…
Урок прошёл, по мнению присутствующих, «хорошо». Но я и сам чувствовал: могло быть лучше. Волнение за ребят передалось им, и в какой-то момент начались грубейшие ошибки и пару раз — совершенно ничем необъяснимые паузы. Ребята молчали, не отвечая на мои вопросы, хотя я точно знал — ответы они знают. А присутствующие на уроке учителя фиксировали в своих тетрадях всё.
Как бы там ни было, но открытый урок я провёл. Оставалось провести внеклассное мероприятие. От мысли, что придумать, голова уже не просто болела. Она была голова треснуть, как переспевший арбуз.
…В тот вечер я вышел во двор подышать воздухом. Свежесть мартовского ветерка должна была прояснить мысли. Прошёлся до соседнего подъезда, вернулся. Сел на скамейку. Мысли о мероприятии не отпускали.
Мимо меня, не спеша, шли женщина и ребёнок.
— Ма, а что за песню ты напеваешь? — спросил мальчик, теребя за рукав женщину.
— Андриано Челинтано, — с какой-то едва уловимой нежностью произнесла она.
— А на каком языке ты пела? — не унимался ребёнок.
-Итальянский…
— А разве ты знаешь итальянский? — удивилось неугомонное чадо.
— Нет,- эта пара была уже достаточно далеко от меня, но я услышал её ответ, — Просто это песня моей молодости.
И тут меня осенило. Ну, конечно же! Всё так просто! Переступая порог квартиры, я уже знал, каким будет моё внеклассное мероприятие.
Заявленная мною тема «Французский язык для всех» была настолько пространна и обтекаема, но должен же я был, в конце-то концов, выиграть время! И вот теперь, когда я точно знал, что и как делать, смог огласить точную тему: «Знакомство с французской музыкой».
На том мероприятии присутствовали всё те же учителя и почти вся администрация, за исключением завуча начальных классов. Класс был тот же, что и на открытом уроке.
После короткого вводного слова, объяснив цели и задачи мероприятия, я сел к магнитофону и поставил первую запись…
Начал с «Марсельезы» и истории её возникновения. Потом перешёл на классическую музыку.
Гектор Берлиоз. Отрывок из увертюры «Корсар»… Жорж Бизе…. Клод Ашиль Дебюсси… Я рассказывал коротенькие, но малоизвестные интересные факты из жизни композиторов. Плавно перешёл к периоду окончания Второй Мировой войны.
И вот тут меня понесло! Эдит Пиаф, Мишель Бошле, Шарль Азнавур. Всё с короткими историями об исполнителях или истории создания песни.
Джо Дассен… Далида… Жан — Мишель Жарр… Поль Мориа…
И уже совсем современное: Милен Фармер, Патрисия Каас. «Дезир нуар», «Док женико», «Дип форест».
Ну и в завершение всего: знакомая в то время каждому подростку француженка Элен Ролес из сериала «Элен и ребята».
Отведенные 45 минут пролетели незаметно. Да я и сам вошёл в раж и был готов говорить и говорить об исполнителях, разбавляя свои слова композициями в тему.
Подводя итог моему мероприятию, многие из учителей отмечали, что, слушая мелодии и песни, они словно переносились во времена своей юности и молодости.
Я сам не ожидал такого эффекта от проведенного экскурса, меня попросили повторить, но теперь уже для всей школы.
Подошедшая ко мне завуч по воспитательной работе дружески произнесла:
— Вот видишь, всё удалось. Все приняли участие и всем понравилось.
Я ещё раз поблагодарил господина Великого Случая за тот невольно подслушанный разговор матери и сына во дворе дома мартовским вечером четыре дня назад.

0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×