Почему казахстанцы по новому закону о ЖКХ должны теперь платить за воду дважды: по своему счетчику и за общедомовые потери? Такой дисбаланс получился более чем в 2000 алматинских домов. Наш корреспондент разбирался в квитанциях вместе с экспертами.
Февраль. Достать счета и плакать!
В начале февраля алматинцев обрадовали: платить за воду в 2020 году они будут еще меньше. Руководитель департамента комитета по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) Болат САМБЕТОВ тогда сообщил: тариф с 1 февраля снизили на четыре процента (см. «Давно бы так!», » Время» от 8.2.2020 г.). Действовать он должен пять лет, а повлиять на повышение цен в будущем может только рост стоимости стратегического товара, то есть электроэнергии. Но в новом тарифе на воду этот рост уже был учтен, ведь электроэнергия выросла в цене с января.
Самбетов, кстати, не раз отмечал в своих выступлениях: по сравнению с другими регионами тариф на водоснабжение в мегаполисе давно является одним из самых низких по стране. А дополнительное снижение цен жители города должны будут почувствовать в марте, когда получат квитанции за февраль.
Однако получив в феврале квитанции за январь, жители более двух тысяч домов в Алматы стали протирать глаза: не двоится ли? Начисления за воду и канализацию выставлены два раза. Что за новшество? О таком не предупреждали!
— Не потому ли в квитанциях нам теперь предлагают платить дважды, чтобы компенсировать это самое снижение, которое пообещал надзорный орган? — задал вопрос по телефону читатель, приславший в редакцию “Времени” квитанции в качестве доказательств. — Пусть по второй графе небольшие начисления: у меня лишь 21 тенге за воду и 11 за канализацию, но представьте, сколько это денег с одного только дома! Как будто шило на мыло поменяли: снизили и сразу добавили…
Ответы, которые нас удивили
За подробностями мы обратились к руководителю управления по обслуживанию потребителей ГКП “Алматы Су” Серику ШАГИРОВУ.
Он сразу же подчеркнул: предприятие является государственным и не ставит цели зарабатывать на потребителях. Начисления в квитанциях в четыре графы — две за воду и две за канализацию — выставлены не ошибочно.
— Такие начисления применяются с февраля 2020 года, после того как “Алматы Су” в 2019 году оснастило многоэтажный жилой фонд города общедомовыми приборами учета (ОПУ) воды за счет собственных и заемных средств. Оплату с собственников мы за это не брали. Сейчас уже 90 процентов многоэтажек города имеют счетчики. Они показывают, сколько объемов холодной воды потребил отдельный дом.
— В действующем законодательстве, типовом договоре на предоставление услуг водоснабжения и (или) водоотведения №58 и методике расчета объемов предоставленных услуг по водоснабжению и водоотведению есть норма, которая гласит: разница между показаниями ОПУ, суммарным показанием индивидуальных приборов учета (ИПУ) и объемов, рассчитанных по нормам потребления (то есть для тех, у кого нет счетчиков), подлежит оплате собственниками квартир и нежилых помещений пропорционально объемам потребленной воды, — добавил эксперт.
— Раньше, до июля прошлого года, действовала такая методика: мы могли распределять разницу между показаниями только в тех домах, где 100-процентная оснащенность ИПУ, а еще ранее, в 2012-2013 годах, разница раскидывалась между теми, у кого вообще не было счетчиков. Все это было на законодательном уровне. В новой редакции закона о ЖКХ, где в основе концепция “один дом — одно ОСИ — один счет”, разница между показаниями раскидывается абсолютно на всех собственников квартир и нежилых помещений. Например, дом по ОПУ потребил 100 кубических метров воды, а суммарные показания ИПУ составили 80. Разница в 20 кубических метров распределяется по собственникам и вписывается во вторую графу квитанции. Нормы этой методики распространяются на весь Казахстан.
В большинстве домов не было расхождений между показаниями ОПУ и суммарными начислениями, выставленными собственникам помещений. Из 9,5 тысячи домов в Алматы дисбаланс образовался только в двух тысячах домов.
— Откуда вообще появляется эта разница?
— Причин может быть несколько: расходы воды на общедомовые нужды (полив, опрессовка сетей, промывка внутридомовых сетей, уборка), утечки во внутридомовых сетях водопровода и хищение воды. Суммы небольшие: у кого-то выходит 16 тенге, у кого-то — 70, но по закону мы обязаны начислять разницу. Раньше мы этого не делали, потому что не во всех домах стояли ОПУ. А теперь введение такой системы начислений позволит снизить неучтенные потери воды и будет стимулировать собственников более ответственно обслуживать внутридомовые инженерные сети, которые находятся в общедолевой собственности самих жителей.
— Получается, теперь четыре графы за воду и канализацию в одной квитанции будут всегда?
— Мы модернизируем квитанцию. В существующих графах “холодная вода” и “канализация” будет дополнительно указываться: “дисбаланс” или “разница ОПУ”. Правда, не каждый месяц такая разница будет появляться.
Согласно действующему законодательству собственникам квартир предоставляется на выбор два варианта оплаты дисбаланса: или напрямую предприятию, или включить его в тариф РСЖ (расходы на содержание жилья), то есть в те целевые взносы, которые мы привыкли платить КСК. Это решают сами собственники на общем собрании. Сейчас мы проводим работу с КСК, разъясняем, но у них ситуация шаткая из-за реформы, ведь на смену им придут ОСИ или ПТ.
— А если потери воды не из-за общедомовых нужд, а из-за собственника, который впустил в свою квартиру пожить 15 человек и специально не поставил счетчик, чтобы лить воду сколько угодно, а платить всего за одного прописанного по норме потребления?
— Будем приучать собственников к коллективной ответственности. Да, многие скажут: почему я должен платить за соседа? Если по факту в квартире проживает не один человек, а пять, сами контролеры, конечно, не смогут их включить в квитанцию. Но на основании обращения ОСИ, ПТ или управляющей компании (есть специально разработанная форма заявления) мы можем занести в базу реальное количество проживающих и учесть их при начислениях.
А вообще, сложилась такая проблема: наша база абонентов и количество фактически зарегистрированных граждан в Алматы не совпадают. А сколько незарегистрированных? Как государственное коммунальное предприятие, мы не можем требовать от собственника предоставления данных. Адресные справки отменили, обещанную электронную домовую книгу еще не создали. Госорганы имеют доступ к базам данных, а наше предприятие — нет. То есть мы не можем обновить данные, проверить, сколько человек проживают в конкретной квартире.
К слову, в 20 процентах МЖД владельцы квартир категорически отказываются устанавливать ИПУ. Причем это не аварийные или ветхие дома, где технически невозможна установка приборов учета. В основном в таких домах квартиры сдаются в аренду, и им просто невыгодно ставить счетчики. Мы пришли к выводу, что норма потребления воды в 8,4 кубических метра на одного человека не стимулирует ставить прибор учета. Этот вопрос мы взяли на контроль и будем пересматривать норму, увеличим ее.
— Так что все-таки делать с квитанциями, платить ли дважды? Или можно отказаться?
— Платить надо по-любому. Есть индивидуальное потребление, а есть солидарное. Не скажу, что система совершенна. Где-то может быть человеческий фактор: неправильно сняли показания, цифру приписали, дополнительные начисления перевалили за тысячу тенге… Но такого быть не должно, мы будем разбираться.
Комментарий в тему
За себя и за того парня?
Толеутай ЖАББАРОВ, эксперт общественного совета Алматы по жилищно-коммунальному хозяйству:
— Я считаю, что собственник квартиры должен платить только за потребление воды по своему индивидуальному счетчику, а КСК — по общедомовому, он за него и несет ответственность. Если в вашем доме потребили по счетчикам 80 кубов воды, а по общедомовому вышло 100, то остальные 20 кубов должен искать КСК. Заставлять собственников квартиры отвечать за то, куда ушла вода по общедомовому счетчику, неправильно. Потери воды, как и раньше, должны быть включены только в тариф РСЖ.
Потребителю на заметку
Если у вас возникнут вопросы по поводу начислений за воду, обращайтесь в колл-центр ГКП “Алматы Су” по телефону 3-777-444.
Источник: Время