В последнее время все чаще можно слышать непривычное для нашего слуха словосочетание «инклюзивное общество». Большинство даже не имеют представления о чём идёт речь. Ознакомившись со смыслом этого термина в интернете, у многих такое общество ассоциируется с социалистическим строем времён Советского Союза. Отчасти это так, за тем исключением, что все члены общества имеют не только одинаковые права, но и возможности.
Это, в первую очередь, касается людей с инвалидностью. А так же лиц, которые, в силу определенных причин, относятся к категории маломобильных групп: люди пожилого возраста и молодых матерей с колясками…
Итак, создание инклюзивного общества — это общее дело, которое займет не одно поколение, потребует много сил и энергии, а также больших финансовых затрат.
В первую очередь нужно менять сознание людей по отношению к той группе лиц, которая ограничена в возможностях своего здоровья. Менять мышление нужно чуть ли не с пеленок, мягко и ненавязчиво внедряя в сознании молодого поколения мысль о том, что люди равны независимо от физического состояния.
Подобная мысль проскакивает в сказках, но никто не акцентирует на это внимание. Колобок — классический пример сказочного героя с ярко выраженной инвалидностью. Баба Яга – персонаж с нарушением опорно-двигательного аппарата, или Мальчик с пальчик – герой, страдающий дарфизмом. И таких примеров можно привести множество.
В создание инклюзивного общества приемлемы все способы донести нужную информацию до человека – телевидение, интернет, радио, печатные издания, уроки или лекции. И это должен быть системный подход к задаче формирования такого общества, а не разовая акция для демонстрации своей работы окружающим.
Для современного человека инвалид, это личность, стоящая вне рамок привычного общества.
Встретить на улице человека в инвалидной коляске или идущего на костылях, сейчас стало привычным явлением. Но это по-прежнему вызывает всеобщий нездоровый интерес.
Для формирования инклюзивного общества нужно действовать одновременно в разных направлениях.
Воспитание. Это касается не только детей, но и взрослых.
Очень часто, попадая в места массового скопления людей, будь то поликлиника или магазин, человек с инвалидностью сразу привлекает к себе внимание окружающих. Причём, те совершенно не стесняются озвучивать свои комментарии вслух, не задумываясь о том, что это может быть неприятно герою их разговора. Бестактно, не этично, не воспитанно.
Здесь очень много факторов такого поведения, но факт остается фактом – такое поведение окружающих доставляет дискомфорт человеку с инвалидностью.
Мы не говорим о том, что это встречается повсеместно, но данный факт очень часто имеет место быть.
Здесь в самую пору проводить копательные лекции для всех слоев населения, вне зависимости от их социального статуса.
Образование. Любое образовательное учреждение, от детского сада до ВУЗа, в большинстве своём не приспособлены для обучения людей с инвалидностью.
Еще с советских времен многие привыкли к тому, что ребёнок с инвалидностью обязательно обучается на дому. В его сознание четко закрепление убеждение что кола для него – запретное место, куда он не может попасть, и где он никогда не сможет обучаться.
Тот багаж знаний, который ребенок с инвалидностью получает, обучается на дому, не позволяет ему продолжить обучение в образовательных учреждениях высшего ранга. Профессионально-техническое училище – это потолок его образования.
Только сейчас система образования делает первые шаги в сторону обучения людей с ограниченными возможностями здоровья.
И вот тут на первый план выходит доступность среды для человека с инвалидностью.
Проблемы с обучением в учебных заведениях начинается с с самого начала. Нет пандусов, нет установленных по всем нормам и правилам, позволяющим свободно подниматься и спускаться. Отсутствие специальных средств для слепых и слабовидящих, чтобы беспрепятственно найти дорогу в нужное место. Отсутствие подъемников для обучения в классных комнатах и аудиториях выше первого этажа.
И таких проблем множество.
Трудоустройство.
Получить хорошее образование человеку с ограниченными возможностями здоровья – это только половина решения проблемы комфортного будущего. Вторая, и не менее важная, проблема – найти работу, которая хотя бы отдаленно соответствовало представлением о том, какой она должна быть.
Городские центры занятости таким людям предлагают работы либо швеи, закройщика, портного, либо с что-то иное, но все эти предложения настолько низкооплачиваемую, что многие расценивать это, как издевательство или насмешку. Самостоятельно искать работу тоже сложно в силу того, что там сплошь и рядом объявления о приеме менеджеров в сетевой маркетинг. А для многих это неприемлемо, поскольку там нет стабильного заработка и не гарантированный доход.
Это лишь поверхностный обзор темы инклюзивного общества. Более углубленно и детально, эту проблему нужно рассматривать в в содружестве с психологами, социологами, педагогами и прочими профессиями, имеющими отношение к обществу
Вот и получается, что для создания инклюзивного общества, нужно решить огромное количество никем и никогда не решенных проблем. А решать их, здесь и сейчас , похоже, никто особо и не собирается…