Необычный эксперимент: в магазинах Минска работают 27 глухих и слабослышащих специалистов. У покупателя всегда есть выбор: обслуживаться в «тихой» кассе или же в обычной.
Карточкой или наличными? Мелочь есть? Пакет нужен? Без мини-набора привычных фраз сложно себе представить расчет с покупателем в магазине. Неслучайно многие горожане скептически восприняли появление у нас в одной из торговых сетей так называемых тихих касс, за которыми работают слабослышащие и глухие продавцы-кассиры. Спектр профессий, где могут быть трудоустроены инвалиды по слуху, как правило, ограничен теми специальностями, где коммуникация не требуется. А тут человека, который в лучшем случае может читать слова по губам, определяют туда, где постоянный поток покупателей! Насколько оказался успешным опыт такого трудоустройства, узнавала корреспондент «Р».
Альтернативный «молчаливый» сервис
Слабослышащие кассиры-контролеры — достаточно распространенная практика в европейских гипермаркетах. Как свидетельствуют опросы, часть покупателей не только не против «молчаливого» обслуживания, но даже отдают ему предпочтение. «Тихие» кассы, с одной стороны, альтернативный сервис, а с другой — социальная поддержка людей с ограниченными возможностями.
Для наших гипермаркетов «тихие» кассы — новинка, и главный вопрос, который возникает при их упоминании: как снять коммуникационный барьер? Например, нужно прокомментировать цифру в чеке или узнать, есть ли у покупателя необходимая для расчета мелочь.
Но тут все просто. Во-первых, кассы, где работают люди с инвалидностью по слуху, дооборудуются специальными табличками: «Посмотрите, пожалуйста, монеты», «Пакеты находятся под кассой». Указал на нужную — и понимание достигнуто. Слабослышащим кассирам в отличие от обычных сотрудников разрешено пользоваться калькуляторами, чтобы показать покупателю на их экране сумму счета, размер скидки и другие необходимые цифры. Во-вторых, в сложных и конфликтных случаях всегда можно обратиться за помощью к администратору или другому слышащему сотруднику магазина. В конце концов, если покупатель категорически против, чтобы его обслуживал слабослышащий кассир, то перейти в соседнюю кассу никто не запрещает. Предупреждающий знак, что здесь работает особенный сотрудник, есть. А поскольку в магазине «тихих» касс всего одна или две, то у покупателя всегда остается выбор.
Как показывает практика, у работников «тихих» касс появились свои постоянные покупатели. Они предпочитают рассчитываться только здесь и всегда стараются поддержать особенного работника улыбкой, человеческим участием. Бывает, даже подарком. Одна девушка оставила на кассе шоколадку. Парень-кассир попытался вернуть — отказалась, объяснила администратору, что это знак внимания хорошему человеку. С негативной реакцией приходится иметь дело, как правило, только когда покупатель, не заметив предупредительного знака, что касса «тихая», пытается по привычке что-то сказать и, не получив ожидаемой быстрой реакции, раздражается и негодует.
Подобные неприятные моменты, к сожалению, возникают и сейчас. Но в целом покупателей в магазинах с открытием «тихих» касс не стало меньше, утверждает руководитель проекта, заместитель директора ООО «ЛибретикГрупп» Татьяна Полянская. А за полтора года его реализации число кассиров-контролеров, имеющих инвалидность по слуху, в торговой сети предприятия выросло вчетверо — сегодня их 27. В ближайшее время для них откроются и новые вакансии в регионах.
Ответственность, обязанности и зарплата — как у остальных
Скидок в работе слабослышащим сотрудникам не предусмотрено. У них такая же, как у слышащих, зарплата, те же должностные обязанности, за выполнением которых осуществляется контроль, те же требования к дисциплине. Перед началом работы все проходят 2—3-недельное обучение и стажировку, которые тоже ничем не отличаются, кроме того, что на занятиях присутствует сурдопереводчик.
И качеством работы на «тихих» кассах администрация удовлетворена.
— На этапе обучения сотрудникам с инвалидностью по слуху сложнее дается освоение операций с деньгами, изучение ассортимента весового товара и их штрихкодов, они хуже включаются в процесс, хуже справляются со стрессом при интенсивном потоке покупателей, — констатирует Татьяна Полянская. — Однако спустя полгода по мере увеличения опыта работают так же быстро, как и слышащие сотрудники. А некоторые даже лучше. Работники «тихих» касс наравне с другими участвуют в корпоративных конкурсах профессионального мастерства и даже в них побеждают.
У кассиров-контролеров с инвалидностью по слуху есть и очень важные для работодателя преимущества.
— Они очень командные, охотнее соглашаются заменить товарища в случае каких-то непредвиденных обстоятельств, больше ценят свое рабочее место, среди них почти нет текучести кадров, — рассказывает Татьяна Полянская.
— Хотя это во многом объясняется тем, что альтернативу по заработку в 800—1000 рублей человеку с инвалидностью по слуху найти не так просто.
Марина Романенко любит общаться с людьми, пусть и невербально
Личные истории
Марина Романенко трудится кассиром-контролером в сети супермаркетов уже год. Справляется со своими обязанностями настолько хорошо, что уже помогает обучать других слабослышащих, которые приходят сюда работать.
Раньше Марина работала на одном из специализированных предприятий Гомеля контролером-испытателем и говорит, что было скучновато, потому что она по натуре человек общительный и любит людей. Но в первый рабочий день… едва не уволилась. Пожилая покупательница возмутилась допущенной от волнения ошибкой — нажала на кнопку наличного расчета, а та хотела рассчитаться карточкой — и стала на нее кричать. Несмотря на то что ошибку исправили, а Марина с помощью жестов извинилась, женщина ушла раздраженной. А кассир-контролер с трудом сдерживала слезы. И только лучшая подруга смогла уговорить ее не торопиться с решениями.
Как показало время, это был самый тяжелый день в ее работе. А когда получила зарплату, Марина осталась очень довольна.
— В этом году я смогла впервые в жизни свозить сына на море! — широко улыбаясь, с блеском в глазах поделилась она своей радостью.
Ее коллега Геннадий Латыш трудится только месяц. Он недавно окончил колледж по специальности «оператор ПЭВМ». Общительный и способный, быстрее других прошел обучение. Проблем с покупателями пока не возникало. Кредо парня — всегда улыбаться, несмотря ни на что. Единственная сложность — устают глаза от напряжения, но к зрительной нагрузке он надеется адаптироваться.
— Вот заработаю денег, а потом можно будет и жениться, — планирует парень.
Сейчас Гена живет с мамой и тремя братьями и сестрами. По его словам, мама очень рада, что сын стал самостоятельно зарабатывать.
Бонусы от государства за социальную сознательность
Жанна ЩЕМЕЛЕВА, консультант управления политики занятости Минтруда и соцзащиты:
— Для работодателей, которые принимают на работу инвалидов, предусмотрены меры господдержки. Одна из них — освобождение от обязательных страховых выплат в Фонд социальной защиты населения в отношении инвалидов I и II групп.
Если численность инвалидов составляет не менее 50 процентов от численности работников предприятия или организации, нанимателям не нужно платить налог на добавленную стоимость, а также налог на прибыль. Также могут компенсироваться затраты на создание рабочих мест, если число трудоустроенных инвалидов свыше 3 процентов от среднесписочной численности работников.
Государство компенсирует затраты на оплату труда во время адаптации таких работников, которая, как правило, длится около года. Человек с ограниченными возможностями знакомится с коллективом, учится общаться, закрепляет свои профессиональные навыки.
Чтобы получить такую компенсацию, работодателю нужно обратиться в службу занятости. При этом не имеет значения, является ли организация или предприятие частным или государственным. 80 процентов организаций, где сегодня проходит адаптация инвалидов к трудовой деятельности, — коммерческие.
1 comment
Почему бы нам не перенять опыт имя повысить процент трудоустроенных инвалидов? А ведь это и большая польза организации, которая согласится на этот шаг. Вам не кажется это мысль разумной для нашего бизнеса?