Общественник, активист Алмаз Ержан, вошедший в список «100 лиц Казахстана», является первым блогером, который начал открыто рассказывать и писать в интернете о проблемах людей с ограниченными возможностями в Казахстане.
Алмаз Ержан активно занимается освещением и защитой их прав, реабилитацией, решением социальных проблем и улучшением их жизни.
Не смотря на свои проблемы со здоровьем, Алмаз Ержан и его команда Общественного фонда «Фонд социальных инновационных проектов «ELAMAN», ведут несколько инклюзивных проектов по разным направлениям:
создание, продвижение социальных проектов для людей с ограниченными возможностями, информационное и консультативное сопровождение деятельности государственных органов, коммерческих и неправительственных организаций. Связь между с государством и гражданским обществом.
В своем эксклюзивном интервью Kazislam.kz защитник прав и законных интересов людей с неограниченными возможностями поделился своими мыслями о духовно-нравственном воспитании молодежи на основе ценностей казахского народа.
— Алмаз, мы всегда внимательно следим за Вашей общественной деятельностью. Чем Вы занимаетесь на сегодняшний день? Что Вас беспокоит как общественника?
— Очень рад нашей встрече, и честно говоря, я давно ждал беседы на духовную тему. Дело в том, что, моя жизнь связана именно с поиском себя, вопросами духовности, самопознания.
Что касается моей общественной деятельности. В данный момент мы изучаем вопросы инватакси. Ведь людям с ограниченными возможностями небезопасно ездить по городу, добираться на работу и т.д. Да и культура наших водителей немного отстает в отношении к нам. Данный вопрос, конечно, сложный, затратный, но очень нужный.
Кроме этого мы запустили информационный сайт социальных новостей inva.kz. Многие люди с ограниченными возможностями вынуждены находиться дома.
Через наш информационный портал они будут информированы обо всех новостях, смогут получать необходимую юридическую консультацию и другую помощь. На сегодняшний день мы трудоустроили шесть человек, планируем увеличить количество сотрудников до десяти.
Что меня беспокоит как общественника? Очень многое. И беспокоит даже не как общественника, а наверное как государственника, потому что, я родился и живу в этой стране. Мои прадеды родились и сражались за эту землю.
Как потомок и наследник своих прадедов я просто обязан служить своей земле. Я вижу в этом служение самому себе, обществу и Всевышнему. Моя роль состоит не только в том, чтобы быть полезным обществу, но и быть услышанным самим обществом.
Есть еще другие вопросы, которыми я занимаюсь. Например, одно из направлений — это социальное предпринимательство. Одним словом, всегда стараюсь быть полезным обществу.
При этом, делая что-то для общества, я делаю это, прежде всего, для себя. Ведь свежие идеи, проекты — это новые возможности для роста и работы над собой.
— Вы очень много занимаетесь проблемами людей с ограниченными возможностями. Все ли удается решать?
— Моя задача — поднимать проблему. Самая острая проблема на сегодняшний день — это проблема жилья для людей с ограниченными возможностями.
Многие из них живут без адаптированного жилья. Этот вопрос не поднимается ни чиновниками, ни депутатами, все почему-то боятся этого вопроса. Тогда как во всем мире есть практика решения этой задачи. Это можно решить, но никто не хочет погружаться в эти проблемы.
Следующий вопрос – это доступность города, он должен быть доступен для всех. Проблема урбанизации города, конечно, большая проблема. Вопросов очень много, поэтому важно решать их.
Меня очень беспокоит отношение класса чиновников к социальным проблемам граждан.
Многие вопросы, касающиеся людей с ограниченными возможностями, попросту замалчиваются. Они проходят где- то на бумагах, где-то на словах, но по факту, к сожалению, ничего не решается.
Зачастую мы приходим к чиновникам и наталкиваемся на безразличие. Да, нас выслушивают, прислушиваются. Я предлагал много проектов. Они согласились поддержать меня, но в итоге они не зовут меня на круглые столы, не зовут на встречи.
Они обсуждают это в закрытых совещаниях, выделяют деньги и как будто что-то делают. Но, где они это делают, я не знаю.
Это, безусловно, меня волнует, как общественника, как гражданина. Но благо, я могу переключиться от этих проблем на что-то другое. Ведь у меня есть другие дела, также всегда с мной фейсбук аудитория.
— Алмаз, Вас смело можно назвать успешным человеком и ставить в пример молодежи. Если бы написали книгу, то какими секретами делились бы в ней с молодыми людьми?
— Тут очень важно понимать что является мерилом так называемого обществом — быть успешным?! Быть богатым, гламурным, и не иметь возможности иметь детей, или быть многодетным и не иметь возможности их кормить и одевать.
В моем случае — это быть известным, но сидеть в инвалидной коляске. Все в мире относительно и наша жизнь имеет баланс.
Меня часто просят написать книгу, но я пока не решился. Считаю, что все необходимые знания уже давно есть и они доступны.
Если книгу писать, то, наверное, книгу-биографию. Мне приходится часто консультировать разные категории людей, в том числе и психологов. Исходя из своего опыта отвечаю на многие интересующие их вопросы.
Больше десяти лет мне пришлось быть наедине с самим собой. В этот момент жизни я понял, чтобы познать мир нужно познать себя. Только трудности закаляют человека, как огонь закаляет меч.
При этом очень важно иметь в жизни наставника или наставников, которые научат и ответят на вопросы касающиеся ваших проблем и преград.
Ответят, где брать силы, когда они уже иссякли или как указатели укажут, как пройти в «библиотеку», где возможно лежит, то что вы ищите. Мне повезло в этом плане, я искал наставников и находил их.
Трудности, препятствия заставляют нас двигаться, развиваться, искать знания и делают нас сильнее, мудрее, давая неоценимый опыт. Японцы говорят: если у тебя нет трудностей, тебе придется купить их за большие деньги.
Вспомните притчу о бабочке, которой помогли выбраться из кокона раньше времени. Она погибла, так как должна была сама пройти свой путь, свои трудности.
Также и молодые люди должны самостоятельно прожить свои проблемы, чтобы стать сильными. Трудности формируют личность, также как мышцы качаются, когда работают.
— Многие молодые люди, не найдя ответы на свои духовные запросы, уходят в религию. Правильно ли это? Что для Вас религия?
— Молодежь сейчас уходит в религию, потому что у многих из них нет выбора по выбору своего мировоззрения, как себя проявить. Они хотят взять что-то лучшее и начинают изучать религию.
Лично я хорошо отношусь к религии как к культуре. Подчеркну, к той религии, которую веками проходили и проповедовали наши предки казахи.
Традиционная религия казахов не призывает к фанатизму. Казахи прошли многое на своем пути трансформации в становлении как нации, от времен тенгрианства Атиллы, гуннов, времен Чингисхана, Тамерлана, до коммунистов-атеистов и советской империи СССР, и когда мы стали мусульманами.
И при этом во все времена не смотря на все наши трудности, которые мы проходили, казахи очень уважали своих старших родителей, предков.
И сегодня очень важно быть мусульманином, но не забывать о своих корнях и о своих родителях. Нужно уметь быть благодарным своим родителям за то, что они создали тебя и подарили жизнь.
Помогай окружающим, делай добро для своего села, города, страны. Для меня религия – это, прежде всего, добро, которое ты делаешь.
— Возможно, именно в этом Вы черпаете жизненные силы? Ведь не каждый даже физически здоровый человек может справиться с той ношей, которую Вы взвалили на себя и справляетесь очень достойно.
— Безусловно, каждый человек, словно дерево берет силы у своих корней. Мои предки были очень религиозными людьми. Наша семья является прямыми потомками Орынбая Бертағы акына — советника Чингиза.
На месте Сырымбет было зимовье бабушки Айганым, а бабушка Айганым была бабушкой Чокана Валиханова. Мой дед Орынбай акын был известным и уважаемым человек среди аргынов.
Он обучался исламу в Узбекистане, Бухаре, Иране. А затем пропагандировал его в степи. В те времена ислам был под запретом.
Поэтому дедушке приходилось шифровать знания и философию религиозного характера под песни и стихи. Он пел под домбру стихотворные произведения жырау и пропагандировал религию через айтыс.
Все эти факты есть в книгах, документах, и хранятся в сегодняшних библиотеках. Мой дедушка Молда-Ахмет, в девять лет написал книгу на арабском языке. Он знал арабский и шагатайский языки, его называли устазом.
Дедушка воспитал много шакиртов, которые позже стали муллами в мечетях. Днем он был просто учителем, а ночью обучал молитвам и передавал тайно книги, т.е. религиозные знания своим ученикам.
Вот таким образом мои деды распространяли светлую культурную религию ислам на севере Казахстана.
Источник: Kazislam.kz