Now Reading
Беларусь: как новые стандарты безбарьерной среды улучшат жизнь людей с инвалидностью
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Беларусь: как новые стандарты безбарьерной среды улучшат жизнь людей с инвалидностью

Беларусь: как новые стандарты безбарьерной среды улучшат жизнь людей с инвалидностью

=С 1 августа в Беларуси начинают действовать новые стандарты, которые разработаны в соответствии с подпрограммой «Безбарьерная среда жизнедеятельности людей с инвалидностью и физически ослабленных лиц».

Они содержат требования к конструкции и установке подъемных механизмов и технических средств социальной реабилитации, обеспечивающих безопасное передвижение людей с инвалидностью. Как эти новшества поспособствуют комфорту целевой группы и всего населения страны, как разъяснили эксперты, в том числе разработчики стандартов.

Как рассказала ведущий инженер отдела технического нормирования и стандартизации в машиностроении и ресурсосбережении Белорусского государственного института стандартизации и сертификации (БелГИСС) Екатерина Каритько, новые стандарты создавались при поддержке общественных объединений людей с инвалидностью и Белорусского протезно-ортопедического восстановительного центра. Они соответствуют современным международным требованиям. В отдельных случаях речь идет об актуализации какого-то стандарта, в других же вводится абсолютно новый.

«Они станут ориентиром для производителя товара или услуг, дадут и ему, и потребителю системное понимание общей нормы. Постепенно будем прививать добросовестность на рынке. На это нацелены любые стандарты», – отметила инженер.

Например, ранее многие исполнители при создании безбарьерной среды с использованием тактильных указателей (предупреждающих и направляющих) по-разному интерпретировали такие специальные элементы и схемы их расположения. Теперь же можно руководствоваться СТБ ISO 23599-2019, который призван помочь незрячим людям ориентироваться в пространстве. Проработанный совместно со специалистами Белорусского товарищества лиц с инвалидностью по зрению стандарт удобного размещения тактильных поверхностей в помещениях, вблизи пешеходных переходов, железнодорожных платформ, лестниц, пандусов, эскалаторов, лифтов поможет обеспечить правильное восприятие информации незрячими и слабовидящими.

«При создании этого стандарта использовался наработанный с 2016 года опыт двух действующих ТКП («Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила проектирования», «Среда обитания для физически ослабленных лиц. Строительные нормы проектирования») и европейский опыт. То есть, новый стандарт их не отменяет, а дополняет. Например, в первом из названных ТКП речь идет только о дорожном покрытии на улице, а стандарт указывает и на то, как использовать тактильные указатели в помещениях», – пояснила начальник организационного отдела ОО «БелТИЗ» Ирина Сухотская.

При этом она подчеркнула, что новый стандарт подстраивается под окружающие возможности. Например, обычно направляющая плитка для слабовидящих и незрячих предполагает, что слева и справа вдоль линии движения на расстоянии 0,6 м должно быть свободное пространство без препятствий. Но не всегда ширина тротуара это позволяет, поэтому стандартом закреплено наличие свободного пространства как минимум с одной стороны. Кроме того, обычно тактильные указатели представляют собой довольно прямые линии, пересечения под прямыми углами. Но бывают здания или дорожки необычной конфигурации, с закруглениями. Все нюансы трудно предусмотреть, под них приходится подстраиваться.

«Время не стоит на месте, и, думаю, изучая практический опыт использования новых стандартов, мы будем и дальше их совершенствовать», – сказала Ирина Сухотская.Председатель Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевкоуверен, что разрабатываемые новые стандарты очень нужны, потому что они реально шаг за шагом помогают улучшать условия жизни людей с инвалидностью.

«Чем больше есть таких четко сформулированных норм, тем проще гарантировать безопасность людей, какие-то удобства пользования общественной средой, личным пространством. Ведь раньше не было единого понимания, какими должны быть лифты, туалеты, унитазы, чтобы колясочнику было удобно ими пользоваться. Теперь появились общие ориентиры в виде стандартов. Это упрощает создание безбарьерной среды для заказчика, проектировщика. И хотя стандарты являются необязательными для исполнения, они помогут исключить ситуации, когда безбарьерную среду создают без четкого понимания, что это такое. У нас ведь многие часто спрашивают, как сделать правильно. Теперь у них есть готовые схемы-подсказки», – отметил Евгений Шевко.

Он считает правильным выстраивание своих стандартов на основе европейских – зачем изобретать велосипед, если есть уже проверенная и даже усовершенствованная с учетом этого опыта практика соседей.

«За границей несколько десятилетий как нельзя перевозить в транспорте человека на коляске. Есть специальные крепления в полу и специальные ремни, которыми к этим креплениям притягивают и фиксируют коляску. И все машины социального такси оборудованы подобными элементами. У нас такого пока не было: ни самих элементов, ни обязательств перевозчика фиксировать человека в коляске», – привел пример Евгений Шевко. Но теперь и у нас появился СТБ ISO 10865-2-2019, который устанавливает методы испытаний и требования к конструкции, характеристикам и маркировке систем крепления кресел-колясок для безопасной перевозки в транспорте, а также к соответствующим инструкциям и предупреждениям.

Стоит упомянуть и СТБ EN 12182-2019, который устанавливает общие технические требования и методы испытаний ассистивных устройств, относящихся к медицинскому оборудованию. В их числе ортопедические приспособления для ходьбы, кресла-коляски, протезы, ходунки, трости.

«Новые стандарты носят узкоспецифический характер. Речь не об инфраструктуре безбарьерной среды в целом, а о частностях, которые, конечно, тоже важны. Все это снижает барьерность, – отметил заместитель председателя Белорусского общества инвалидов Сергей Дроздовский. – Не все средства реабилитации мы можем производить сами, но единые с европейскими стандарты помогают сделать так, чтобы на рынок Беларуси поступали более качественные товары. Причем и раньше наш протезный завод, лаборатория и другие подходили к производству в очень похожем ключе – по сути, выполняли те самые стандарты, которые теперь вводятся официально».

Сергей Дроздовский также похвалил работу проектантов БелГИСС, которые все это время активно консультировались с обществами инвалидов, так что замечаний и правок почти не было. Интеграцию в европейские, международные стандарты он тоже оценивает позитивно.

«Стандарты должны появляться и дальше и, желательно, максимально соблюдаться. Особенно это касается архитектурных норм и стандартов безбарьерной среды. Не надо останавливаться – есть целый список позиций, которые еще нужно пересматривать, переходя от рекомендаций к требованиям», – считает собеседник.

 

 

Источник: ВМЕСТЕ!

 

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×