У алматинки Айжан Бесбаевой двойняшки: Риана — веселая непоседа и Аиша, которая не издавала ни малейшего звука. Родители не могли понять, почему девочки такие разные. Слова врачей о том, что у девочки глухота, их сильно удивили.
Новость о том, что у Айжан будет двойня, очень ее обрадовала. Однако девочек оказалось не так легко выносить. У Айжан произошли преждевременные роды, и дети появились на свет шестимесячными.
«Аиша две недели находилась в тяжелом состоянии. Нам даже сказали не надеяться, что она выживет.
Но, видимо, у нее с рождения тяга к жизни, она выкарабкалась. Через два месяца, как только научились самостоятельно дышать, есть, выписались оттуда. Каждый месяц ходили на обследование. До года все было хорошо. Но после я стала замечать, что она сильно отстает в развитии от своей двойняшки», — рассказывает 34-летняя женщина.
Крошка не могла сидеть, не ползала, даже не умела делать ладушки, как все остальные ее сверстники. Знакомые утешали маму, мол, маленькая еще, научится.
«Дочь была тихой. Ближе к годику нам поставили легкую форму детского церебрального паралича. Я не соглашалась с этим, и диагноз действительно не подтвердился. Врачи долго не видели нашу основную проблему. В 1,5 года мы пошли на лечебную физическую культуру, массаж. Там мне сказали, что дело не в том, что она не может двигаться, а в том, что не слышит. Я не поверила, даже обиделась на них. Потому что на громкие звуки доченька реагировала. Допустим, дверь захлопнется, она оборачивалась. К тому же в роддоме мы проходили аудиоскрининг, было все нормально. Видимо, глухота развилась из-за приема антибиотиков. Я по сей день не знаю точных причин», — делится мама двойняшек.
Тогда Айжан Бесбаева с Аишей поехала в другую больницу на обследование слуха, оттуда в третью, четвертую. Диагноз везде подтверждали.
«Она начала замыкаться в себе, биться головой о стенку. Такое поведение меня сильно пугало. Выяснилось, что это все из-за отсутствия слуха. Мне объяснили, что, ударяя части тела, она чувствует вибрации, которые помогают воспринимать окружающий мир», — поясняет Бесбаева.
Как только семья Бесбаевых узнала о глухоте малышки, они сразу встали на очередь для операции. И буквально через месяц, 5 декабря 2015 года, девочке сделали кохлеарную имплантацию.
Малышке установили в ухо специальный прибор, который позволяет компенсировать отсутствие слуха. Кохлеарный имплант состоит из внешнего устройства с микрофоном и трубочки, которая вживляется в улитку уха.
«Когда ей сделали операцию, ей было 1,6 года. Месяц она восстанавливалась. После ее подключили к речевому процессору. Меня предупредили, что у всех детей разная реакция, она может испугаться или заплакать. Но моя девочка, услышав мой голос впервые, заулыбалась. Когда мы возвращались домой, я дала волю эмоциям и плакала», — вспоминает Айжан.
Слух возвращают, но, чтобы она заговорила, операция это 10 процентов, а остальное это реабилитация.
«Многие считают, что после операции люди начинают сразу слышать и различать звуки, голоса. Это не так. Их постепенно нужно обучать всему. Мы начали узнавать мир звуков. Так, бежит вода из крана, а это стук в дверь. Мы продолжили реабилитацию в Национальном научно-практическом центре коррекционной педагогики, потом в Научно-практическом центре развития социальной реабилитации. Затем отправились в Санкт-Петербург на слухоречевую реабилитацию. Благодаря реабилитации ребенок заговорил, и первое слово было «нельзя». Все потому, что мы всегда переживали за нее и твердили, то нельзя, это нельзя», — говорит алматинка.
Сейчас Аише пять лет. Она поет песни, рассказывает стихи. В садике ее прозвали болтушкой.
«Она обычный ребенок, не выделяется из толпы. И она не замолкает ни на минуту. Она даже умудряется хвастаться своим аппаратом, мол, у нее есть, а у других нет. У нее пока нет осознания, что это на всю жизнь. Спасибо создателям кохлеарной имплантации, это как восьмое чудо света. Конечно, есть запреты: не купаться, быть бдительными, когда проходит через металлоискатели. Мы защищаем аппарат чехлами, это ведь ребенок, ей тоже хочется поплавать. Мы также проходим реабилитации, занимаемся. Хочется, чтобы родители вовремя обращали внимание на недуги детей и помогали им жить лучше», — подчеркивает Айжан Бесбаева.
По информации Научно-практического центра развития социальной реабилитации, за 2016-2017 годы через центр слухоречевую реабилитацию прошли 500 детей. В этом году восстановиться может на 50 пациентов больше детей.
Сурдопедагоги, логопеды, дефектологи проводят коррекционную работу по развитию у несовершеннолетних слухового, слухоречевого восприятия и устной речи. Кроме того, их родителям помогают психологи. Помощь оказывают маленьким пациентам бесплатно.
Маленькие дети зачастую не могут сами рассказать о своих проблемах со здоровьем. Важно не пройти мимо весело играющего малыша, вовремя проходить медицинский осмотр, не запустить болезнь. Детский организм — очень хрупкий, и чем раньше врачам удастся выявить у ребенка отклонения — тем проще будет не допустить проблемы с речью и слухом на всю жизнь.
Источник: TENGRI MIX