Депутаты мажилиса хотят запретить рекламу лекарственных препаратов в СМИ. Обоснование: выбор лекарственных средств должен осуществлять врач, а не пациент на основе навязчивой рекламы. А что? Шикарная идея! Блестящее решение проблемы, вовсе не существенной, а может быть, и не существующей вовсе. Во всяком случае даже близко не входящей в первую двадцатку наихудших бедствий, претерпеваемых нашей медициной и фармакологией.
Что представляет собой Казахстан с фармацевтической точки зрения? Это мрачная, бесплодная пустыня. Население страны слишком малочисленное и небогатое, чтобы казахстанский рынок всерьез интересовал фармацевтических гигантов. Особенно если дело касается новейших и не массовых лекарств. А если еще и казахстанский фармконтроль начинает умничать и загибать цены за свои экспертизы, то фирмачи просто разворачиваются и уходят.
Чиновникам, разумеется, наплевать. Это беда для тех казахстанцев, чьи болезни не лечатся йодом и марганцовкой – но их цыплячье мнение никому не интересно. Время от времени ассоциации больных гемофилией, диабетом, онкологическими и орфанными заболеваниями собирают журналистов и рассказывают им такое, отчего волосы на голове дыбом встают. Но ситуация из года в год практически не меняется по простой экономической причине: в Казахстане выгодно продавать только массовые лекарства с низкой себестоимостью производства. Обратите внимание – с низкой себестоимостью, а не ценой.
О чем идет речь? Да как раз о том, что рекламируется везде и всюду! Чудо-средства от простуды, геморроя, простатита, изжоги… Всем им сто лет в обед. Универсальный бабушкин рецепт: берем фунт хорошо отлежавшегося парацетамола, посолим хлорфенамином, поперчим фенилэфрином, завернем в яркую обертку и запустим на казахстанский рынок, сопровождая назойливой, как навозная муха, рекламой. Причем по цене, раз в десять большей, чем стоят все компоненты этого комплексного лекарства. Вот такие товары и приносят прибыль, ради которой стоит вести ожесточенную рекламную войну. К новейшим препаратам это никак не относится.
Мажилисмены боятся, что гражданин, насмотревшийся лекарственной рекламы, пропьет неуместный «фуфлокс» вместо остро необходимого ему «хренопина» и тем самым нанесет непоправимый ущерб своему здоровью? Ой, не смешите мой фонендоскоп! На прилавках наших аптек рядами лежат родные братья, если не полные близнецы как по химическому составу, так и по эффекту воздействия. Все их «побочки» были подробно изучены еще в прошлом веке. Этими же таблетками Айболит бегемотикам животики лечил. Такую же свечку археологи у мумии фараона из попки вытащили.
Меж тем настоящих злободневных проблем в отечественной фармакологии и медицине выше крыши. Почему раковые больные умирают в страшных мучениях? Потому что в угоду бюрократической паранойе демонизированы наркотические анальгетики. Почему Казахстан занимает первые места в мире по самоубийствам? Потому что седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты находятся за семью печатями, и человеку в депрессии проще спрыгнуть с моста, чем раздобыть у врача необходимый рецепт. Жуткие проблемы с формально бесплатными лекарствами, традиционные перебои в снабжении в начале года, непонятно в какие сроки проходят тендеры, потрясают воображение цены в аптеках, да и саму аптечную сеть грозит изничтожить на корню рецептурная реформа… Но все эти проблемы надо долго и упорно решать, а это невкусно. Куда проще что-нибудь запретить!
Можно было бы сказать, что от запрета на рекламу лекарств никому ни жарко ни холодно, но… Но уверенности нет. Потому что есть люди, которые на каждом запрете умеют сделать неплохие деньги. Нам бы и в голову не пришло, а они сразу видят возможность для создания проблемы. Тем более когда дело касается фармации, в которой 99,9% населения (как обывателей, так и руководителей) мало что понимают.
Например, опыт показывает, что у нас, да и у наших северных соседей, полным-полно правоприменителей, искренне считающих: все, что не является аспирином, автоматически является наркотиком. Читаешь новости и диву даешься: то бабку объявят наркобаронессой за 10 таблеток седуксена, то на бодибилдера вешают страшные статьи за то, что он объелся анаболиков… Неужели особо ретивые уполномоченные лица не сумеют творчески осмыслить запрет на рекламу лекарств? Я верю в их талант – конечно, смогут!
Источник: Экспресс К