Now Reading
Второй учитель
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Второй учитель

Второй учитель

В наступившем году весь прогрессивный мир под эгидой ЮНЕСКО будет отмечать 1150-летие гения восточной средневековой мысли Аль-Фараби. В материале директора казахстанского Института истории и этнологии Зиябека КАБУЛЬДИНОВА собраны мудрые мысли и предания из жизни великого ученого.

До сих пор за право называться соотечественниками великого мыслителя спорят целые страны и народы. Его считают своим казахи, узбеки, арабы, персы, туркмены и афганцы. Но доподлинно известно, что Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби родился на территории современного Южного Казахстана, близ древнего Отрара, в те времена называемого Фараб.

Философ, математик, теоретик музыки, один из крупнейших представителей средневековой восточной философии Аль-Фараби является также автором пояснительных комментариев к арабским переводам сочинений греческих ученых Платона и Аристотеля.

Аристотель в арабо-мусульманской науке был известен как «учитель». Аль-Фараби за его комментарии получил почетное звание «второй учитель». Его научные труды и трактаты оказали влияние на Ибн Сину (Авиценну), а открытия — на развитие наук в Европе эпохи Средневековья.

Мыслитель, живя в очень непростое время, думая о нуждах простых людей, оставил после себя мудрые назидания правителям и политикам всех времен и народов. К примеру, он активно проповедовал идею просвещенного правителя с наличием у него множества качеств добродетелей, особо подчеркивая, что невежественные правители не могут править народом. Он был убежден, что искусство управления состоит в том, чтобы создать самые благоприятные условия для гармоничного развития каждого человека, обеспечения справедливости и демократичности в управлении.

По его мнению, правитель добродетельного государства должен обладать такими качествами, как проницательный и прозорливый ум, быть воздержанным в еде, в употреблении напитков, избегать развлечений. Обладать любовью к правде и к ее поборникам, при этом ненавидя ложь и лжецов. Правитель должен дорожить своей честью и презирать деньги и богатство.

В добродетельном государстве все мирно уживаются, полагал ученый, здесь отсутствует резкое неравенство людей, государство заботится о каждом члене общества. Каждый гражданин должен иметь свою долю всех благ и богатств страны. В таком государстве отсутствуют нищие и бедные, а об людях с  инвалидностью и больных заботится государство.

В то же время философ жестко критиковал невежественных правителей, недостойных управлять обществом. Ученый четко характеризует черты подобного властелина: отсутствие мудрости, правитель-невежда обеспечивает наследственную передачу власти, когда он «всеми способами стремится к тому, чтобы увековечить себя и свое чадо, чтобы сохранить о себе память в лице своего чада и оставить власть своему чаду или же своему роду». Такой правитель всячески стремится к наслаждениям в еде, питье, разврату и развлечениям. Невежда-правитель не стремится к развитию в стране образования и навыков, ему выгодно иметь необразованных и невоспитанных подданных, он добивается всяческих почестей и признания не своими добродетелями, а искусственного установления режима насилия и принуждения. У него отсутствует понятие о подлинной справедливости, правде, умножается зло, при нем принимаются корыстные законы, все устремления направлены на то, чтобы «быть самыми богатыми среди жителей города (государства. — Авт.), быть единственными богачами, чтобы заслужить почести».

ПРЕДАНИЯ ИЗ ЖИЗНИ  Аль-ФАРАБИ

Однажды кто-то показал спелое яблоко Абу Наср аль-Фараби и задал такой вопрос: «Какое хорошее качество есть в этом яблоке? Цвет, сок, вкус или форма?» Аль-Фараби ответил: «Самым хорошим качеством обладают его семена. Потому что это яблоко само выросло из них, из этих семян вырос целый сад».

х х х

Однажды во дворце проходило собрание правителей, ученых и умельцев. На собрание попал скромно одетый Аль-Фараби и расположился в непримечательном месте. Вдруг управляющий собранием, обращаясь к Аль-Фараби, спросил:

— Каким искусством обладает наш гость?

Аль-Фараби вытащил из сумки свою домбру-кипчак и начал искусно играть на ней. Поначалу забавный кюй рассмешил всех присутствующих. Затем он заиграл по-другому, и слушатели впали в печаль и заплакали. А когда домбра-кипчак перешла на приятную нежную музыку, все затихли и задремали. Тогда он написал на бумажке: «Эти кюи исполнил кипчак Аль-Фараби» и удалился из дворца.

х х х

Когда Аль-Фараби приехал во дворец багдадского халифа, тот ему задал вопрос:

— Я слышал, что ты выучил все на свете. Кто больше знает: ты или Аристотель?

Аль-Фараби ответил:
— Если бы я жил в его время, то, бе­зусловно, был бы одним из лучших его учеников.

х х х

Находясь далеко от родных мест, Аль-Фараби, посвятивший всю свою жизнь науке, в старости встретил своих земляков на караванном пути и сильно взволновался. Расспросив про родину и успокоившись, он на своей любимой домбре-кипчак написал: «Дорогой мой кипчак, я сильно соскучился по родной земле. Преклоняюсь перед твоим именем, где бы я ни находился» и передал домбру своим землякам в качестве подарка.

Будучи непревзойденным ученым во многих областях, Аль-Фараби оставил после себя много мудрых назиданий. Призывал ученых быть предельно искренними и не использовать результаты научных изысканий в корыстных целях. По его мнению, ученый, помимо набора знаний, является нравственным образцом для подражания для обычных граждан и подрастающего поколения.

Аль-Фараби был убежден, что «знание должно быть украшено хорошим поведением». Он пишет: «Тот, кто приступает к изучению наук, должен быть молодым и скромным, иметь хорошее здоровье, быть нравственным и воспитанным, принципиальным, далеким от хитрости и обмана и воздерживающимся от других поступков, с уважением относиться к людям от науки».

Как и другие мыслители Востока, Аль-Фараби считал, что обучение детей должно начинаться с 7-8 лет. При обучении он призывал использовать методы убеждения, освоение знаний через систематическое и регулярное повторение, упражнение. К примеру, хорошо он это объясняет на примере обучения каллиграфии: «В результате долгих старательных упражнений в искусстве письма человек обретает совершенство в этом искусстве, и чем дольше он этим занимается, тем совершеннее становится, причем мастерство его растет от постоянного повторения этих действий».

При этом он показывает, какими этическими качествами должен обладать учитель: «Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося против наставника, потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке». В то же время мыслитель предъявляет требование к ученикам: «С их стороны необходимы усердие и настойчивость, ибо они подобны способности воды, капля за каплей, пробивающей камень».

«Жизнь Аль-Фараби — это пример стремления к знаниям, пониманию мира и смысла жизни, — отмечает в своих восхищенных отзывах об ученом директор кластерного бюро ЮНЕСКО Криста ПИККАТ. — Аль-Фараби, посвятив жизнь науке, оставил после себя огромное количество трудов в таких разных сферах, как образование, искусство, астрономия, математика и философия. На размышлениях, духовных цитатах великого ученого можно воспитывать человека как личность и укреплять истинные человеческие ценности.

Мудрость великого учителя актуальна и имеет огромный смысл и сегодня. Не случайно один из передовых университетов Казахстана носит имя Аль-Фараби, это очень символично, так как университет в своей деятельности уделяет внимание проблемам познания, способствует развитию стремления раскрыть возможности и способности человека».

С этими взглядами перекликается одно из преданий о великом мыслителе, дошедшее до наших дней, которое гласит: один из восточных правителей вызвал Аль-Фараби во дворец и спросил: «О, второй учитель, каково будущее моей страны? Хочу услышать ваши предсказания». Аль-Фараби ответил: «Если хочешь узнать ответ, покажи мне свою молодежь, и я предскажу твое будущее».

 

 

Источник: Вечерняя Астана

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×