Карагандинская художница Евгения Шульц специализируется на этнодизайне. Все свои идеи она воплощает в Центре народного творчества «Шабыт» местного Дома дружбы.
Евгения Шульц в Доме дружбы Караганды обучает представителей этнокультурных объединений. В соответствии с культурно-просветительским проектом «Қазақтану» Ассамблеи народа Казахстана центр занимается возрождением и популяризацией народного творчества и народных промыслов. «Современные техники наподобие граффити или компьютерного дизайна к этому не относятся. Но никто не запрещает нам применять стилизацию — синтез народного промысла и ещё какого-либо искусства», — считает член Союза дизайнеров Казахстана Евгения Шульц. В своих картинах мастер соединяет войлоковаляние с живописью, стараясь максимально передать все краски пейзажа различными оттенками шерсти. В исследовательской работе «Старинный промысел войлоковаляния как современное искусство» она подробно описывает весь процесс. За методическую разработку, войлочные картины и аксессуары художница получила авторские сертификаты Министерства юстиции РК. Весной этого года Евгения подготовила 16 больших работ в технике художественного войлока для республиканской выставки народного творчества в Нур-Султане. Месяц назад художница с ученицами из греческого, белорусского и польского этнокультурных объединений решила создать коллекцию этнической одежды. Она максимально приближена к современности, поэтому ею можно не только любоваться, но и носить. «Первое изделие — эксклюзивный жилет с растительным орнаментом, отороченный мехом, — мы делали почти месяц. Сейчас все приходят и любуются, а мы разрабатываем новые эскизы», — говорит Евгения. Художница-дизайнер уверяет, что возрождение и популяризация народных промыслов казахского народа — самая благодатная почва для создания шедевров. Сейчас она занимается изучением самого древнего вида народного творчества — резьбой по кости. Это одно из самых популярных ремёсел казахского народа наряду с войлоковалянием, резьбой по дереву, гончарным ремеслом, гравировкой по коже. «Но здесь свои сложности. Очень дорог инструмент. Кость-заготовка несколько часов вываривается во всяких химикатах, запах по квартире идёт специфический. Но я всё-таки осваиваю это непростое ремесло, которое во все времена считалось элитным», — говорит она. На одной из международных выставок Евгения увидела казахские музыкальные инструменты ручной работы с инкрустацией по дереву, украшенные элементами резьбы по кости — кобыз, домбру, жетиген. Один из инструментов назывался «Шум дождя». Подержав его в руках, она решила создать такой инструмент самостоятельно. Сейчас из кости она делает украшения. А вообще художники-косторезы создают целые скульптурные композиции: лесные чащи, зверей, птиц. Но абсолютно неповторимой прелести получаются изящные резные вазы, напоминающие танец снежинок. «В каждом завитке орнамента хранится мудрость и душа народа. Любое изделие, будь то одежда, украшение или предмет быта, несёт в себе смысл и особенную практичность. Возрождение этнических мотивов — это уважение к человеческому достоинству твоего народа, его культурным и историческим ценностям. Мы, художники, обучаем не просто ремеслу или какому-то виду искусства — мы передаём подрастающему поколению национальное достояние, бережно пронесённое другими мастерами через века», — считает Евгения Шульц. В этом году вклад Евгении Шульц в развитие казахской культуры был оценён Президентом РК. Художница была награждена медалью в честь 25-летнего юбилея Ассамблеи народа Казахстана.
Источник: Казинформ