Казахстанские дети со спинально-мышечной атрофией лишились возможности лечиться из-за споров вокруг закупки жизненно-важного для них препарата «Нусинерсен» (Спинраза). Акиматы, ссылаясь на нехватку средств, не смогли закупить лекарство. В начале этого года родители больных детей обратились в Фонд «Қазақстан Халқына», там дали согласие на закуп, но на склад доставили препарат, который по мнению общественников, вызывает сомнения в качестве.
Двухлетний сын Наргиз Моминжановой из Туркестанской области болен спинально-мышечной атрофией. «Спинраза» — единственный препарат, способный помочь ему не потерять возможность двигаться. Большинству казахстанских семей он не по карману. Стоимость одного флакона — более 40 млн тенге. Для того, чтобы мышцы ребенка не атрофировались полностью, в год он должен получить 6 дорогостоящих уколов. В апреле этого года Наргиз одобрили заявку и пообещали, что скоро «Казакстан халкына» препарат закупит. Но «Спинразу» для малыша она так и не получила.
“Ждать три месяца — это ужасно. У ребенка уже несколько раз поднималась температура. Он теряет тысячи мотонейронов каждый день. То есть, мышцы становятся слабее, его состояние ухудшается”, — объясняет Наргиз.
Ее сын – подопечный фонда помощи людям с нервно-мышечными заболеваниями “Өмірге сен”. По словам его руководителя Сабили Шугеловой, «Қазақстан Халқына» одобрил заявку на «Спинразу» 22 детям. Позже она узнала, что фонд получил 54 флакона препарата от российской компании ООО «Клинкер». По словам Шугеловой, это выглядело странным, так как в Казахстане есть 5 компаний -дистрибьюторов, способных поставить “Спинразу”.
“Эта компания вообще не относится к фармацевтике. Только год назад они получили лицензию на ведение этой деятельности. Почему выбор пал на эту компанию, никто не может ответить”, — прокомментировала Шугелова.
По ее словам, врачи- специалисты по нервно-мышечным заболевания детей отмечают возможные риски для здоровья детей в случае использования препарата, который мог быть доставлен с нарушением условий транспортировки.
“Сам производитель говорит, что не уверен в его качестве. Как он ехал, где хранился, соблюдены ли правила транспортировки, может его разморозили и заморозили – мы этого не знаем. Врачи говорят, что если препарат непроверенный, неизвестно, как себя поведет ген. Они против введения препарата, если не подтверждены правила хранения и транспортировки, — прокомментировала Шугелова.
Руководитель фонда “Өмірге сен” информирует родителей о ситуации, так как боится, что они дадут согласие на лечение ввезенным препаратом.
“Я собрала родителей в чат, рассказала им о ситуации, запросила официальные письма от них, потому что уже боялась, что с них письменные согласия начнут брать, что они согласны на этот препарат. Мне поступила информация, что их начали «обрабатывать», — прокомментировала Шугелова.
Держатель регистрационного удостоверения на лекарственный препарат Нусинерсен (Спинраза) в Казахстане — компания Biogen International GmbH на запрос фонда “Омирге сен” сообщила следующее:
“Несмотря на то, что Препарат полностью доступен для закупки в Республике Казахстан через официального дистрибьютора и оптовых продавцов, нам сообщили, что Общественный фонд «Қазақстан Халқына» (далее «Фонд») решил произвести закупку у источника, не входящего в цепочку поставок компании Биоген. В апреле-мае 2022 года мы получили запросы по этому поводу от Фонда (Казахстан халкына), Министерства здравоохранения и Республиканского общественного объединения «Общественный контроль и мониторинг» и предоставили свои ответы соответственно”.
Компания Biogen предлагает заменить купленный “Казакстан халкына” на имеющиеся у нее ампулы “Спинразы” только в случае, если ей предоставят гарантии уничтожения полученного от ООО «Клинкер» 54 флаконов с обязательным присутствием сотрудников компании Biogen и Силаг ГмбХ Интернешнл или аффилированной ею компании ООО “Джонсон & Джонсон”, с видеозаписью и документальным подтверждением уничтожения. Поставленное условие связывают с вероятностью перепродажи препарата другим больным.
22 июля газета «Наш Кустанай» опубликовала позицию члена правления ОСФ «Казахстан халкына» Софии Айсагалиевой. Она сообщила, что «Спинразу» фонд не закупал вовсе из-за противодействия Комитета по медицинскому и фармацевтическому контролю Минздрава и ТОО «СК-Фармация». По ее словам, фонд “Казакстан халкына хотят заставить купить “Спинразу” у дистрибьюторов по завышенной цене.
“Что касается закупа зарегистрированных лекарственных средств, таких как «Нусинерсен» («Спинраза»), тем более включённых в лечебный протокол, то Фонд вынужден был отказаться от их закупа в связи с активным противодействием со стороны Комитета по медицинскому и фармацевтическому контролю (который настаивает на том, чтобы Фонд закупил лекарство у конкретного отечественного дистрибьютера, по цене, которая существенно, в несколько миллионов тенге, превышает и цену на рынке, и ещё больше превышает цену на это лекарственное средство в соседних странах), а также ТОО «СК-Фармация» (которое отказывается выполнять свои обязательства даже уже по заключённым договорам и также требует осуществить закуп у аффилированного с ним лица).
При этом в сетях активизировались различные лица, связанные с дистрибьютерами, которые не имеют никакого отношения к Фонду, распространяют недостоверные факты с целью заставить Фонд купить эти лекарства у дистрибьютеров по монопольно высокой цене», — написано в официальном ответе изданию.
В обращении Казахской фармацевтической компании “Медсервис плюс” (поставщик препарата в Казахстане) к премьер-министру, к председателю правления и попечительскому совету “Казакстан халкына”, фонду “Өмірге сен” сказано:
“По нашим данным, у данного поставщика (“Клинкер” – ред.) нет контракта с производителем Biogen или “Джонсон & Джонсон”, вместе с тем препарат поставлен как незарегистрированный и с несоответствующей маркировкой”.
Член попечительского совета фонда, учредитель “Казакстан халкына” Саида Таукелева подтвердила в интервью Malim.kz, что фонд заказанную партию препарата не оплачивал. Из-за отсутствия необходимых документов товар хранится на складе “СК-Фармация” в режиме карантина.
— Когда у вас на территории РК есть 5 дистрибьюторов, у которых на полках лежит это лекарство, вы будете искать каких-то непонятных поставщиков за рубежом, которые вообще не занимаются лекарствами, существуют максимум год?! Этот “Клинкер” оказывается занимается какими-то монтажными работами. Это даже не фармкомпания, не фармдистрибьютор крупный, — сказала Саида Таукелева.
По словам Таукелевой, чтобы фонд «Казакстан халкына» работал прозрачно, члены попечительского совета и она лично инициировали введение в его работу комплаенс-офицера антикора.
— Жамишев (Болат, руководитель фонда – ред.) и правление нам сказали: Мы — не субъекты коррупции. Нам не нужно это. Когда я, как учредитель, настаивала на создание ревизионной комиссии — это независимый аудит, который бы подчинялся попечительскому совету, для того чтобы мы понимали, какие там вообще потоки, чтобы все было прозрачно с соблюдением закона, нам отказали в этом, сказали, что нет надобности в создании ревизионного комитета. Представляете? — поделилась Таукелева.
Как бы то ни было, в этом затянувшемся споре вокруг колоссальной суммы денег на второй план ушли интересы 22 малышей, здоровье которых ухудшается с каждым днем без возможности восстановления. Их родители обратились в Минздрав, аппарат президента, “СК-Фармацию” и фонд “Казакстан халкына” с просьбой обеспечить детей лекарством в максимально сжатые сроки.
Связаться с пресс-службой фонда «Казакстан халкына» Malim.kz не удалось. Представители “СК-Фармация” оставили ситуацию без комментариев.
Редакция обратилась с запросом в Министерство здравоохранения, чтобы узнать, почему в этом году больных детей не обеспечили лекарством за государственный счет, и их родители вынуждены обращаться в благотворительные фонды.
Источник: malim.kz