Не имеющую аналогов в Казахстане методику реабилитации детей с нарушением органов слуха разработали в Усть-Каменогорске. Логопед-дефектолог Рауан Байчинов первым в стране составил восстановительную программу для пациентов с казахским языком обучения, носителей кохлеарных имплантатов. Метод уже даёт первые результаты. После 2-х месячного курса занятий дети воспринимают звуки и произносят первые слова. Идеи педагога-новатора узнал корреспондент Вячеслав Ветлугин.
5-летняя Айша не говорила почти 2 года. После двухмесячного курса с логопедом Байчиновым ребёнок научился воспринимать звуки и складывать из них слова. Прогресс на лицо, пациенты с таким диагнозом могут не говорить годами.
Рауан Байчинов, логопед-дефектолог:
— Первый ребенок после кохлеарной имплантации начал реагировать на голос, звуки, речевые звуки – это первый процесс реабилитации.
Впереди еще годы занятий и как минимум 4 этапа реабилитации. Метод Рауана Байчинова предполагает поэтапный подход от звукоподражания до составления простых предложений. По новой методике обследовали больше 80 детей. Межу тем, в стране еще ощутима нехватка сурдопедагогов владеющих казахским языком.
Рысалды Каленова, жительница г. Усть-Каменогорск:
— 3,5 года назад явно была нехватка, потому что был только 1 специалист, и то был загружен. Нам приходилось ездить в Аматы, Астану.
Процесс реабилитации казахскоязычных детей будет доступен в каждом регионе страны. Запатентованная методика Рауана Байчинова имеет право на жизнь, уверена кандидат педагогических наук Кульчария Коккозева. Тем более восстановительные занятия наконец-то заточены под фонетику имеено казахского языка и в этом эффект.
Кульчария Коккозева, кандидат педагогических наук:
— На русском и английском языках очень много работ, но нет работ с казахоязычными детьми. Многие не понимают, думают, любой русскоязычный логопед может работать с казахоязычным ребеноком. Это не так. Темпы речи, тембр речи разных языков – разный.
Сейчас же в Усть-Каменогорске восполняют дефицит по сути узких специалистов-дефектологов, открывают специализированные реабилитационные центры.
Гульден Ибраева, директор Коррекционного детского сада:
— Сейчас по городу открылось много центров развития, открылись инклюзивные группы. В местных детских садах вообще расширяется сеть, по городу, и, наверное, по области для детей с особыми образовательными потребностями.
Поэтому в местном гуманитарном институте востребованной сегодня профессии логопед-дефектолог обучают до 300 студентов и именно для них разрабатывают новые образовательные методики. Чтобы их пациенты научились звучно воспринимать мир, говорить и слышать и не считать себя людьми с инвалидностью.
смотреть видео
Источник: 24.kz