Now Reading
«Мы разные, мы равные и мы вместе»: как в Казахстане развивают инклюзивное общество
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > «Мы разные, мы равные и мы вместе»: как в Казахстане развивают инклюзивное общество

«Мы разные, мы равные и мы вместе»: как в Казахстане развивают инклюзивное общество

Уже четвертый год в Костанайской области реализуется проект «От декадника осведомленности к инклюзивному обществу».

 

Сегодня, по официальным данным, в регионе проживает более 27 тыс. лиц с инвалидностью, из них 2624 детей. В 2023 году на социальную поддержку лиц с инвалидностью в регионе выделено 9,5 млрд тенге.

 

«На базе Костанайского областного реабилитационного центра функционирует детское отделение на 20 койко-мест, которое охватывает около 300 детей в год, имеющих рекомендации реабилитационного оздоровления в индивидуальной программе. Реабилитацию уже прошли 211 детей. Вместе с тем в области планируется открытие Центра для дневного пребывания детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями. Для этого в специально подобранном здании в настоящее время проводится реконструкция», – отметила заместитель руководителя Управления координации занятости и социальных программ Костанайской области Алия Мекебаева.

Культура толерантности

 

Председатель организационного комитета декадника осведомленности, профессор кафедры психологии Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова Лилия Саркисян считает, что с каждым годом государство уделяет все больше внимания гражданам с инвалидностью. Но для того, чтобы прийти к инклюзивному обществу, по ее мнению, в первую очередь необходимо по-новому взглянуть на проблему инвалидности. Сформировать инклюзивную культуру, то есть культуру принятия таких граждан, позволяющую понять, что это значительная часть нашего общества, и увидеть в каждом человеке прежде всего человека.

 

«Мы должны разъяснить, донести до каждого жителя нашей области, что инвалидность – это прежде всего проблема обеспечения гражданских прав, поэтому в ходе проводимых мероприятий подчеркивается, что именно потребность включения в социальные связи является коренным свойством любого человека. Понимание и решение проблем лиц с инвалидностью зависит от уровня демократизации общества, его открытости и уровня нравственного развития его членов. К сожалению, очевидным и печальным фактором последних лет является то, что во всех странах мира независимо от уровня их экономического развития растет инвалидность», – отметила Лилия Саркисян.

Причем, по данным спикера, растет детская инвалидность, и это обстоятельство говорит о том, что данная социальная группа превращается во все более количественно-значимую, и исключение таких людей из общественной жизни приводит к потере значительной части потенциала общества.

 

Профессор считает, что работы в этом направлении предстоит немало и нужно начать с детей: сформировать профессиональный кадровый состав специалистов. Это реабилитологи, социальные работники и педагоги всех уровней образования, тьюторы, мастера производственного обучения. Необходимо проводить мониторинг потребности этой группы граждан и затрат, необходимых для их удовлетворения, через единую информационную систему.

 

«Сегодня важно ориентироваться на возможности и способности таких граждан, а не на их инвалидность, на поддержание их гражданских прав. Необходимо перестать относиться к ним, как объекту благотворительности, как у нас это было раньше. Только при таком подходе, с одной стороны, люди с инвалидностью будут освобождены от унижающей зависимости от других, а с другой стороны, значительно может снизиться нагрузка на их родителей, опекунов, родственников. Основной принцип декадника осведомленности заключается в такой фразе: «Мы разные, мы равные и мы вместе». Хочу подчеркнуть, что именно так вместе мы содействуем тому, чтобы в Казахстане состоялось инклюзивное общество, общество равных возможностей», – подчеркнула психолог.

Шаг за шагом

 

Согласна с коллегами и главный специалист отдела социальной защиты детства Управления образования Костанайской области Валерия Шатровская. Она подчеркнула, что вопрос по инклюзивному обществу сейчас действительно актуальный, и прежде всего нужно решить вопрос по толерантности и созданию равных условий для детей с особыми образовательными потребностями.

 

«Сегодня таких детей в нашей области более 9000, из них 2018 ребят имеют инвалидность, но, несмотря на это, более 700 из них обучаются в общеобразовательных школах. Для создания эффективных условий коррекционной поддержки и равных возможностей отделы образования районов городов проводят работу по созданию специальных условий в каждой организации, они формируются на основе оценки психолого-педагогической консультации. Специалисты выдают заключение родителям, где четко прописывается, в каких именно образовательных потребностях нуждается их ребенок, и уже отдел образования создает условия», – пояснила специалист ведомства.

В создание специальных условий входит естественное расширение дверных проемов, то есть создание безбарьерной среды, наличие специальных учебников, речевой информатор и наличие специальных педагогов и педагогов, прошедших курсы повышения квалификации.

 

В области более 7 тыс. педагогов общеобразовательных школ прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию – более 55% от их общего количества. В 116 организациях дошкольного образования и во всех 34 колледжах созданы условия для адаптации лиц с образовательными потребностями.

 

«Создание специальных условий в каждой организации является основой для расширения охвата детей с особыми потребностями ранней коррекцией и специальной поддержкой. В 185 детских садах коррекционную поддержку получают 489 детей. С 2019 года в области реализуются инициативы нескольких благотворительных фондов, в рамках которых в общеобразовательных школах работают 14 кабинетов поддержки и один ресурсный центр», – добавила Валерия Шатровская.

По оценке Управления координации занятости и социальных программ, их открытие позволило расширить охват коррекционной помощью детей раннего возраста. Сейчас в кабинетах коррекции занимаются 126 детей. И если в 2019 году работал только один такой кабинет, где занимались 10 детей, то сейчас в области действует 14 кабинетов поддержки, а до конца года их станет 20. Они охватят 200 детей.

 

«Необходимо отметить, что раньше западающим звеном был летний отдых. И этот вопрос нередко поднимали родители, поэтому в управлении приняли решение организовать его в рамках государственного социального заказа. Второй год дети с особыми потребностями, обучающиеся в общеобразовательных школах, отдыхают и оздоравливаются. К примеру, в 2023 году отдохнули 292 ребенка из 14 районов области на 29 млн тенге. Надеюсь, что и на 2024 год в бюджете предусмотрят необходимую сумму на летний отдых таких детей», – добавила специалист управления.

Кроме дошкольников и школьников с особыми образовательными потребностями, ведется работа и с учащимися колледжей. Нужно отметить, что в рамках регионального чемпионата Worldskills ежегодно проводятся соревнования по профессиональному мастерству среди студентов с особыми образовательными потребностями. В марте 2023 года двое учащихся Костанайского колледжа сервиса приняли участие в десятой международной олимпиаде во Франции.

 

В регионе сделано немало для перехода к инклюзивному обществу, но в то же время предстоит еще большая работа по формированию самой инклюзивной культуры в обществе.

 

 

Источник: zakon.kz

0
Tags :
No More Posts
Юр чат Invakz 
The service is currently unavailable, please try again later.
Menu
Delete last 20 messages
Make moderator
Remove from moderators
Blocking
Delete messages
Shadow ban
No connectionUnable to establish a connection to the server. Please try again later.
Oops, something went wrong. Try again later.
Connecting...