Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности.
Специалистами было разработано 10 общих правил этикета общения с людьми с ограниченными возможностями:
1. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
2. Когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые могут присутствовать при разговоре.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который видит плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Обращайтесь со взрослыми инвалидами, как со взрослыми людьми. Когда Вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
5. Когда Вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать.
6. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
7. Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
8. Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия. Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.
9. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске — то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения – то же самое, что схватить и понести человека без его согласия.
Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской – это трагедия. Это способ передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, не утратившие способности ходить и могущие передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
10. Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
Не обижайтесь, если Вашу помощь отклонили.
Если вы видите инвалида на улице — это совершенно не означает, что он вышел туда просить милостыню. Не нужно проявлять излишнюю сердобольность и навязчивое сочувствие: то, что вы изначально не видите в нем равного себе – оскорбительно!
Инвалидность не определяет личность человека.
Помните, что среди нас живут люди, заслуживающие не только сочувствия и помощи, но, прежде всего, обеспечения их прав на достойную жизнь, труд и отдых.
Психолог Несвижской ЦРБ Г.Л. Бушмакина
Полный вариант статьи читайте в источнике