Из книги «Жертвоприношение»
©Ринат Сабитов, 2014
Начало пути
Школа… Мог ли я думать, что стану учителем?
Итак, первого сентября тысяча девятьсот девяносто восьмого года я встретил свой класс. Еще совсем маленькие, с ярким налетом наивной инфантильности, двадцать пять человек шумной толпой поднялись на четвертый этаж в классный кабинет. Некоторые, и это были только девочки, шли с мамами. Родителям было интересно узнать, кто будет новым классным руководителем у их детей, да к тому же еще и мужчина… Кое-как усадив ребят, я начал разговор. По традиции, первый урок в учебном году так или иначе приурочен ко Дню знаний и ко Дню Конституции, чья дата отмечается в самом конце августа. После получасового диалога с классом, я принялся проводить анкетирование. Так или иначе, много выяснил для себя по их ответам на вопросы. Работа с классом началась.
Был у меня в классе проблемный ребенок — Ваня Кипариси. Взрывной, импульсивный, всегда готовый начать драку без предварительных выяснений отношений… И рядом с ним всегда была еще пара — тройка одноклассников, старавшихся походить на него… Как раз Ваня и был тем самым лидером класса, отрицательного характера лидером, но многие готовы пойти за ним…
Сейчас он уже давно окончил школу, но память о его проделках свежа в памяти учителей.
Если говорить о моей работе учителем французского языка, то нельзя не вспомнить об одном из случаев не то в шестом, не то в седьмом классе, который имел место быть ранней весной 1999 года.
Меня, как молодого специалиста, руководитель методического объединения учителей иностранного языка школы просто-таки обязал дать не только открытый урок по французскому языку, но и подготовить внеклассное мероприятие. В принципе, на декаде нашего методобьединения (остальные МО тоже) открытый урок давал каждый учитель, а вот дополнительное задание в виде какого-то мероприятия на языке — прерогатива молодых учителей.
Нужно – значит, нужно. Отпираться не стал. Нельзя избежать неизбежного, тем паче, что я — новое лицо в штате педагогического коллектива. Ну, как новое… Меня-то знали давно. Но знали как ученика, но не педагога. Вот и придётся мне показать, какой я специалист…
На лавры Сухомлинского, Амонашвили или Бабанского, автора учебника по педагогике, который мы детально изучали в университете на протяжении нескольких лет, я не претендовал. Хотя о должном признании своей работы в школе или мало-мальской толике популярности в городе как учителя, я, чего греха таить, мечтал. На тот момент мне казалось, что я всё могу, всё знаю и всё умею. Что поделать: во мне всё ещё были живы остатки неизбежного для каждого человека порока, проходящего со временем, но заставляющего всякий раз при воспоминании о нём краснеть от стыда и смеяться над своим характером и поведением. Имя ему — юношеский максимализм.
Времени подготовиться к открытому уроку и дополнительному мероприятию, было предостаточно. Но, не привыкший откладывать «на потом» такого рода проблемы, я обратился за помощью к завучу по воспитательной работе. Мы хорошо знали друг друга ещё со времён моей учёбы. Я играл в первом составе команде КВН тогда только что открытой школы. А Любовь Алексеевна Бранец, совсем молодой завуч, была руководителем команды.
Вот она-то мне и посоветовала подготовить нечто, что будет интересно и детям, и учителям. Не просто отрывок из какого-нибудь произведения или декламирование творений Бодлера, Готье или Апполинера, а что-то понятное даже тому, кто далёк от французского языка.